Праздник

Праздник — одно из главных понятий народного календаря, «сакральное» время, противопоставленное повседневному, «профанному» времени будней. Различаются великие, большие и малые ПРАЗДНИКИ. К первым относятся Рождество, Пасха и Троица, празднуемые несколько дней; ко вторым— остальные «годовые» (двунадесятые) ПРАЗДНИКИ - Благовещение. Крещение, Успение и т.д.. к третьим — прочие.

ПРАЗДНИКИ отличаются от будней запретом на все или некоторые виды работ, который вступает в силу накануне ПРАЗДНИКА, после захода солнца. Нарушение запрета грозит, по народным верованиям, разного рода несчастьями и прежде всего — неблагополучными родами и неблагополучием домашнего скота и приплода. В Полесье считали, что калеки рождаются в семьях, где, вопреки запрету, работали в праздник. Сербы верили, что пренебрежение таким праздником, как Русальный четверг (четверг после Троицы), грозит разливом реки и наводнением. Особенно опасными были работы на земле; нельзя было брать в руки топор или косу. В некоторые ПРАЗДНИКИ запрещалось даже топить печь, готовить пищу и исполнять другую домашнюю работу. На Черниговщине в «великие» ПРАЗДНИКИ не мели хату; повсюду в ПРАЗДНИК остерегались одалживать что - либо из дома. У болгар Пиринского края накануне крупных ПРАЗДНИКОВ запрещались супружеские сношения.

Будучи христианским по составу ПРАЗДНИКОВ, народный календарь сохраняет дохристианское мифологическое понимание ПРАЗДНИК. Названия праздников нередко включают эпитеты, не имеющие ничего общего с христианским содержанием. ПРАЗДНИКИ (и дни) могут быть «святыми, светлыми, чистыми, благими», с одной стороны, и «злыми, потными, вредными, некрещеными, страшными, тяжелыми, кривыми, пустыми, напрасными, никакими» — с другой. Дни (праздники) могут быть также мужскими и женскими, молодыми и старыми, куцыми и хромыми, безумными (бешеными) и глупыми, шилыми и глухими, мертвыми и веселыми, крепкими и тяжкими, богатыми и бедными, крутыми и ленивыми, толстыми (жирными) и голодными, теплыми и холодными, сухими и мокрыми, огневыми и водяными, градовыми и ветряными и т.п.

Для обозначений ПРАЗДНИКОВ широко используются цвета: дни бывают белыми, красными, черными, зелеными, пестрыми; символы, связанные с растениями: ср. Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница и т.п.; бывают также дни, ПРАЗДНИКИ и периоды волчьи, лисьи, медвежьи, конские (лошадиные), песьи, змеиные, птичьи, куриные, гусиные, мышиные и др.; используются термины родства: ПРАЗДНИКИ могут обозначаться по отношению друг к другу как батька, мать, племянник и т.п. Ср. полес. Варвара — Миколина матка. Сава — Миколин бацька; рус. Масленица — Семикова племянница и т.п.; в белорусском заговоре: «Святая Покрова — мамка Христова». «Святэй дух и святая Троица, и святэй Трайчонак» и т.п.

В толковании и оценке ПРАЗДНИКОВ также проступает языческая основа народного календаря. Даже крупные церковные ПРАЗДНИКИ могут в народном восприятии утрачивать свое содержание, исконный смысл. Так, к Благовещению (25.111/7.IV) у восточных и южных славян приурочены языческие по своему характеру обряды встречи весны и обряды очистительного характера, совершаемые с целью защиты от змей, насекомых, сорняков и т. п. «Благая весть» понимается как весть о наступлении весны, пробуждении земли от зимнего сна. Обрядность и фольклор праздника Рождества, хотя его христианский смысл, безусловно, не утрачен, включают элементы, совершенно чуждые этому смыслу,— элементы, связанные с культом предков и представлением об опасности всего периода рождественских ПРАЗДНИКОВ (святок).

Само понимание ПРАЗДНИКА как опасного для людей разрыва границы между «тем» и «этим» миром составляет элемент языческой картины мира. Все ПРАЗДНИКИ, как большие, так и малые, считаются опасными. На Житомирщине на все годовые ПРАЗДНИКИ «обсевали» маком хату, хлев и очерчивали их мелом. Сербы считали, что ребенок, родившийся в Сочельник, будет несчастным, а родившийся на Рождество — еще несчастнее; родившийся на Пасху останется сиротой и т.п. Белорусы верили, что теленок или поросенок, родившийся на Благовещение, «не уйдет от волчьих зубов». Особая злокозненность приписывается некоторым ПРАЗДНИКАМ, например, у восточных славян — Варваре, Чуду, Десятухе и др.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.