Невеста

Невеста — один из центральных персонажей свадебного обряда наряду с женихом.

В ходе обряда поэтапно меняются социально-возрастное положение и родственные отношения Невесты. Процесс обрядового «перехода» для Невесты более актуален, чем для жениха, она более уязвима для злых сил, ей в отличие от жениха приходится переходить на чужую сторону, в новую семью. Поэтому большинство оберегов, вступающих в силу после сватовства, касается именно Невесты, а обрядность, связанная с ней, разнообразнее, чем у жениха. Невестой нередко начинали именовать девушку уже по достижении брачного возраста. Отличительные атрибуты её до вступления в брак — различные кольцеобразные девичьи головные уборы, оставляющие открытой макушку, в том числе венок.

Невеста
Невеста

На сватовстве Невеста выражала свое согласие на брак с помощью условных знаков: выходила из укрытия и садилась за стол (у русских), мела пол от порога, соскакивала с лавки на расстеленную верхнюю одежду свата (у белорусов), колупала печь (у украинцев, поляков), соглашалась выпить (у словаков), брала деньги от свата (у чёрногорцев) и т.д. В некоторых местах, особенно у русских, после сватовства устраивались смотрины Невесты, на которых её заставляли показаться в разных нарядах, пройтись, помериться ростом с женихом, обслужить гостей. Предбрачный сговор сторон завершался обручением, или помолвкой, после чего Невесту называли «сговоренкой», «княгиней» и т.п.

Обряды кануна свадьбы знаменуют для Невесты разрыв с прошлым: Невеста прощалась с подругами и родным домом, оплакивала девичью жизнь. У русских, у чехов плач считался обязательным для Невесты (для этого ей кое-где даже натирали глаза луком): иначе ей придется плакать всю замужнюю жизнь. У русских Невесты оплакивала свою косу, красоту, «волю», девичий наряд; у белорусов давала подругам примерить свой венок, танцевала с каждой перед отъездом к жениху; у украинцев раздавала им ленты на память; у поляков прощалась с хлебом, целуя его. У македонцев в целях оберега Невесты подруги неотлучно находились у Невесты, ночевали вместе с ней перед свадьбой. У русских и у южных славян устраивалось ритуальное мытье Невесты с магическими действиями и оберегами. К кануну свадьбы у восточных славян, поляков, мораван, болгар, македонцев приурочивалось расплетение косы Невесты (иногда вслед за тем заплетание её по-девичьи или по-женски), представляющее собой начальную фазу перемены невесте прически и головного убора.

Иван Куликов, Благославление новобрачных в Муроме
Иван Куликов, Благословление новобрачных в Муроме

Ослабление социальных связей Невесты до окончательного оформления брака сближает этот переходный период со смертью, что проявляется в символических «похоронах» Невесты при угощении блинами, в изоляции Невесты — в запрете прикасаться к ней, её молчании, отдельном угощении, бездвижности (Невеста по пути к венчанию лежит, как сноп), отделении от внешнего мира (закрывание лица Невесты покрывалом). Сакральность Невесты в этот период обнаруживается в её сверхъестественных способностях: по поверьям южных славян, Невеста могла сглазить окружающих в момент снятия с лица покрывала, вызвать засуху, если её не напоить по дороге к венчанию, обладала даром прорицания (предсказывала больному срок излечения). Белорусы воспринимали Невесту как «нечистого человека»; в белорусских и украинских свадебных песнях люди в церкви и её мать не узнают обвенчанную Невесту, матери жениха сообщают, что ей привезли невестку, как зверя, черта с болота, волчицу из темного леса («на народ як глянець, дык народ аж вянець»), а при выведении Невесты после брачной ночи поют, что ведут тура. Мотив неузнавания Невесты в её новом качестве согласуется с происхождением самого слова «невеста», первоначальное значение которого было «неизвестная» (Конрад: возможно, однако, и толкование «мертвая», от слова «навь». Она умерла для своего рода, отсюда и нечистота, и сглаз и т.п.) .

После венчания Невеста переставала плакать и именовалась уже не «княгиней», а «молодицей», «молодухой» и т.п. С выкупом косы Невесты стороной жениха власть над Невестой переходила к жениху. Заплетение двух кос и надевание женского головного убора, полностью закрывающего волосы (повойника, чепца и т.п.), означало переход Невесты в группу женщин.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.