Представления о Касьяне как демоническом существе, хромом, косом, обладающем губительным взглядом, обусловлены отрицательным отношением славян к високосному году и народной этимологией, связывающей имя Касьян со словом косой 'кривой, хромой'. В високосный год совершались особые молебны перед иконой св. Касьяна Римского, чтобы год прошёл счастливо (Владимир.), чтобы Касьян «удержал дьявола, который рыщет по свету и напускает на людей болезни и невзгоды» (перм.). В касьяновский год стараются не венчаться, у коров в этот год пропадает молоко (укр.). 29.2 до восхода солнца не встают с постели, иначе Касьян нашлет болезнь; не выходят из дома, не выпускают скот и птицу, чтобы Касьян «не глянул»; стараются не работать, иначе Касьян накажет и заболят руки (рус., укр.); накануне 29.2 сажают цыплят под квашню, а то «Касьян головы им заворачивает» (цыплята погибают или делаются уродами — сибир.). Родившийся 29.11 человек будет несчастлив (укр.). Чтобы Касьянне перекосил, его поминают в четверг на масляной, пасхальной и троицкой неделях (курск.). В честь Касьяна празднуют четверг на троицкой неделе (воронеж.).
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий