Голова

Голова — часть тела, которая ассоциировалась с верхом, главенством, интеллектуальными способностями человека, рассматривалась как средоточие жизненной силы, вместилище души и ума.

Согласно космогоническим представлениям, изложенным в стихе о Голубиной книге, вышний мир «зачался» от Головы Бога:

«А и белой свет — от лица Божья,
Со(л)нцо праведно — от очей его,
Светел месяц — от темичка,
Темная ночь -— от затылечка,
Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих,
Часты звезды — от кудрей Божьих!»

(Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1977. С. 211).

В том же стихе сообщается, что «у нас в земле цари пошли /От святой главы от Адамовой» (Стихи духовные. М., 1991. С. 33). В апокрифах и иконографии особое внимание уделяется Голове (или черепу) Адама (она изображается у ног распятого Христа, обсуждаются ее гигантские размеры), а также усекновенной главе Иоанна Предтечи.

По украинским и польским поверьям, вампир показывался иногда в виде человека, несущего свою Голову под мышкой. Согласно легендарно-апокрифическим сказаниям, известным в России с XVI в., некоторые русские святые носили в руках свою отрубленную Голову (Меркурий Смоленский, Иоанн Казанский, игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий). В житии Михаила Черниговского рассказывается о том, что его отсеченная Голова продолжала говорить. В русских сказках отрубленная Голова прирастает к телу по приказанию героя; золотая Голова плавает в озере и от взгляда на нее беременеют; ведьма снимает с себя Голова и чешет волосы.

У чертей, колдунов, лобасты, шуликунов и др. голова украшена рожками либо деформирована — вытянута кверху и заострена или очень велика, лысая или, наоборот, взлохмаченная. По болгарским поверьям, у вампира огромные Голова и зубы. Чтобы уничтожить вампира, у всех славян разрывали его могилу, отрубали Голову и клали ее между ногами лицом книзу. Аналогичным образом на Карпатах и в Польше отрубали Голову двоедушнику и поворачивали тело ногами туда, где была Голова.

В языке, поверьях и обрядах Голова устойчиво ассоциировалась с горшком. В русских и украинских быличках девушки при гадании или общении с нечистой силой надевают себе на Голову горшки, а бес пытается оторвать им Голову, но вместо этого только разбивает горшки. По белорусским поверьям, охотник, чтобы стать отличным стрелком, проходит посвящение на перекрестке перед толпой чудовищ; у последнего из них Голова покрыта огромным горшком; чудовище снимает этот горшок со своей Головы и надевает на Голову охотника.

У восточных и западных славян дом закладывали «на чью-либо голову», т.е. на смерть человека или животных, которые от этого не будут вестись в хозяйстве (см. Жертва строительная). Аналогично и клад может быть положен «на чью-л. голову» — человека или животного. По русскому преданию, атаман разбойников и колдун Рощин зарыл во Владимирской губ. много кладов, причем каждый раз клал на крышку сундука с золотом отрубленную Голову человека, который как бы становился сторожем сокровища.

В свадебном обряде восточных славян на Голову невесты, обоих молодых или Дружки возлагали каравай или хлеб; в Вологодской губ. невеста несла каравай на Голове. В Карелии отец невесты и другие родственники благословляли молоды; возлагая им на Голову хлеб и икону, на Подолье после расплетения косы отец невесты клал ей на Голову хлеб с венком. У болгар каравай разламывали над Головой жениха, у сербов подвешивали над Головой невесты.

Существовали разнообразные профилактические и лечебные средства от головной боли: трижды ударяли себя камнем по Голове при первом весеннем громе (белорусы, украинцы, болгары, поляки, чехи), воздерживались от работы в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, мыли Голову отваром трав, которые собирали на Ивана Купалу или в Юрьев день. В связи с христианским предание об усекновении главы Иоанна Крестителя к последнему обращались с молитвами об исцелении от головной боли.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *