Вознесение

Вознесениепраздник весенне-летнего цикла, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг. У восточных и южных славян связан с представлением о посмертном пребывании души на земле и ее вознесении на небо через 40 дней после смерти. Вознесение замыкает собой пасхальный цикл, в течение которого небесные врата якобы остаются открытыми для всех. Души умерших могут в это время посещать своих близких, а любой усопший в этот период, даже грешник или умерший неестественной смертью, беспрепятственно попадает в рай. После Вознесения св. Петр накрепко запирает врата рая. В период от Пасхи до Вознесения вместо обычного приветствия говорили друг другу: “Христос воскресе!” По русским поверьям, в эти сорок дней по земле ходит Христос, поэтому грех плевать за окно (где может стоять Господь), не следует оставлять нищих без подаяния (нищим может оказаться Христос) и т.д.


Вознесение или его канун почитали праздником мертвых, когда пекли и раздавали поминальные хлебы: у восточных славян в форме “лесенки” (по ней Христос должен подняться на небеса), а также блины, называемые “христовы” или “божьи онучи”, в которых Христос идет на небеса. Украинцы устраивали поминки на могилах родных, а словенцы совершали обходы кладбищ. Болгары полагали, что именно на Вознесение предки возвращаются на “тот свет ” после кратковременного пребывания на земле: в этот день на кладбищах разводили костры и поливали могилы водой.

Русские в этот день гадали по хлебным “лесенкам” с семью перекладинами, соответствующими 7 небесам, о своей посмертной судьбе: бросали их с колоколен и по количеству оставшихся целыми перекладин узнавали, на какое небо попадут после смерти. “Лестничка”, семью уцелевшими перекладинами оказывала на праведника, а полностью разбившаяся — на великого грешника.

Украинцы и русские на Вознесение ходили “проведывать” посевы. На поле подкидывали вверх принесенные с собой “лесенки”, ложки, яйца, куски пирогов, чтобы так же высоко выросла рожь; скатерти — чтобы лен был длинным. Взрослые “поднимали” на поле за уши маленьких детей, спрашивая их: “Видишь ли Москву?”, и высказывали пожелание: “Расти, рожь, большая, вот этакая”. После обхода поля с крестным ходом женщины “катали” по ниве дьяков, чтобы снопы были большими и тяжелыми.

Южные славяне на Вознесение совершали выходы в поле и обходы посевов с крестным ходом. Накануне дети делали специальный деревянный крест, украшали его цветами, венками и лентами, а наутро, неся крест впереди процессии, обходили село дом за домом и исполняли под окнами особые песни: “Мы крест носим, Бога просим. Пусть Господь даст, чтобы дождь шел, трава росла, нива зеленела...” Процессия с крестом останавливалась около каждого дома, где хозяйка обсыпала детей пшеничным зерном, подбрасывая его высоко, “чтобы так же высоко росла и пшеница”.

В Сербии, Боснии и Хорватии Вознесение считается началом скотоводческого сезона, когда стада впервые выгоняли на летние пастбища, лошадям “ради здоровья” стригли хвосты и гриву, на рога коровам вешали венки. В это время соблюдали также многочисленные запреты, призванные обеспечить охрану скота и его здоровье.

Сам праздник Вознесение, а также весь период от Пасхи до Вознесения, у восточных и южных славян связан с областью народной метеорологии. Сербы все четверги от Страстного четверга до Вознесения называют “белыми” и в эти дни не стирают, не бьют вальком белье во избежание града; болгары не выносят во двор белую одежду, чтобы не было града и инея. Со дня Вознесения (называемого в Хорватии “крижево”) каждый день специально звонят в колокола, полагая, что тем самым “крестят” (“крижа”) облака, чтобы “Бог сохранил землю от вредного воздуха и ветра ”. В Полесье совершают обряд “вождения стрелы”, которому приписывают функцию защиты от грома: “Давайте пойдем стрелой Ушестье (Вознесение) провожать, чтобы нас гром не побил, нашу деревню не спалил”. У южных славян на Вознесение во время обходов полей с крестами принято было втыкать в поля, виноградники, сады ореховые, кизиловые и др. ветки или сделанные из них крестики, чтобы защитить посевы от града.

Вознесение считалось также пограничной датой, разделяющей весну и лето. Поэтому у восточных славян к Вознесению были приурочены некоторые обряды изгнания и проводов, например “проводы весны”. После Вознесения запрещалось петь весенние песни и др. Пограничный характер праздника Вознесения проявлялся и в обрядах “перехода” в иную социальную группу и т.п. У словаков подросшие девочки впервые в этот день получали право появиться на улице в одежде взрослых девушек, сидеть среди них в костеле, гулять с парнями, участвовать в праздниках и посиделках, организуемых молодежью. В Болгарии в этот день девушки одалживали свои одежды подружке, недавно вышедшей замуж, чтобы поскорее последовать ее примеру.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *