Вий

В славянской традиции фольклорным источником образа Вия может считаться образ св. Касьяна (воплощение високосного года, 29 февраля). Согласно украинским легендам — Касьян покрыт шерстью, имеет веки до земли, которые поднимает ему нечистая сила; по др. представлениям, Касьян сидит неподвижно и не видит “божьего света” из-за ресниц, которые достигают его колен. Касьяна и Вия объединяет близость к земле. Касьян живет в пещере, куда не проникает свет, лежит в яме, засыпанный землей. Вий также является “весь в черной земле”, имеет “подземный голос ”.

Общий признак Касьяна и Вия — губительный для человека (растений, животных) взгляд. В вост.-слав. фольклоре существуют и др. персонажи, обладающие сходными с Вием признаками. На Волыни часто упоминается чародей “шелудивый Буняка”; веки его столь длинны, что их поднимают вилами. В поверьях Подолии известен Солодивий Бунио, взглядом уничтоживший целый город; его веки также поднимались вилами

Представление о смертоносном взгляде, глазах, скрытых огромными веками, отражено в зап.-укр. рукописи 16 в., описывающей последние дни жизни Иуды: веки его столь разрослись, что лишили его зрения. Мотив век, поднимаемых вилами (лопатой, крючками), распространен и в вост.-слав. сказках. Длинные веки в народных представлениях являются признаком демонического существа. Укр. легенда о происхождении чая повествует, что, соблазняя пустынника, дьявол начал ему “вии (веки) напускать”, пока стало невозможно старцу глянуть на свет; пустынник веки оторвал и закопал в землю; из них вырос чай. В быличке из белорусского Полесья смерть описывается как чудовищная женщина с огромными веками. Ср. также слав. верование в “дурной глаз” и представления о существах, наделенных смертоносным взглядом (ср. Василиск).


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.