Крестные Родители

Крёстные Родители — духовные восприемники. У сербов различают четыре вида кумовства: «мокрое», т. е. крестное кумовство, два «сухих»: «венчальное» и «стриженое», т. е. возникающее в процессе обряда пострижин, и одно заключённое «в неволе» из соображений безопасности. Самым важным при этом остаётся крестное кумовство.

В разных традициях свобода выбора кумов была различна. Так, у сербов и болгар кумовство часто наследовалось по мужской линии, кумом всех детей в семье становится посаженный отец на свадьбе родителей. Крёстных Родителей. выбирали среди родственников или, наоборот, среди соседей, друзей, чтобы расширить круг социальных связей. Но такой расчёт имел и негативную сторону: возможности выбора брачного партнёра тем самым сужались, т. к. духовное родство было препятствием для брака. Так, например, русская Кормчая книга запрещала браки между духовными родственниками до седьмого колена.

Количественный и половой состав кумов тоже различен. Число кумов зависело от положения семьи: к внебрачному ребёнку шла только одна крестная, а к другим детям — по две-шесть крестных (Польша). На Правобережной Украине было также несколько пар Крёстных Родителей (три-пять), число их иногда доходило до 10 (у чехов), 15 (в польском Покутье) и даже 20 пар (у гуцулов). Существуют определённые ограничения на участие в обряде крещения. Во многих традициях беременная женщина не идёт в кумы, иначе у её крестника будет тяжёлая жизнь, или он вскоре умрёт, или же умрёт его мать (Силезия), не может быть кумой и женщина во время месячных очищений, иначе у её крестницы будут подолгу длиться регулы и даже у крестника-мальчика будет менструация (Полесье).

Крёстные Родители — самые важные участники крещения, на них лежит целый ряд материальных и моральных обязательств. У сербов кум с согласия родителей или без оного даёт имя крестнику, которое объявляет позже, на обеде. Повсеместно кум оплачивает крещение, дарит подарки священнику, покупает крестик, кума приносит в подарок крестильную рубашку или ткань. Крёстные Родители также дарят подарки на большие праздники, на именины, когда ребёнок идёт в школу, к первом; причастию, на конфирмацию. Крёстные Родители иногда подбирают пару своему крестнику; (русские), они всегда почётные участники свадьбы, дарят самые дорогие подарки. Крестник устраивает накануне свадьбы угощение для кума (болгары), на свадьбе крестница делает своей крестной и её мужу самые ценные подарки (Заонежье).

Быть Крёстными Родителями почитается большой честью. Говорили, что тот, кто на этом свете не крестил детей, на «том свете» будет воспринимать лягушек (болгары живущие в России). И, наоборот, тот кто окрестил за свою жизнь сто детей попадёт в рай. На «том свете» крестники защищают от чертей своих восприемников (Харьковщина); крестный тоже будет защищать своего подопечного oт чертей (Заонежье). Крёстные Родители, особенно крестный отец, почитаются больше, чем родные, ср. укр. куми ридниши, чим брати , батьки суждени, а кум и кума люблени серб, сначала Бог, потом кумкум почитается на земле, а Бог на небе.

Кумовьев меняют только в том случае, если дети в семье умирают один за другим, когда рождаются только дочери или у самого кума нет детей. Родители приглашают в крестные первого встречного на дороге, на перекрёстке или у церкви Или же ребёнка кладут на перекрёстке и первый встречный кидает на него монету, даёт ему имя и стрижёт, становясь тем самым крестным (южные славяне),

Кумовство создаёт нерасторжимые связи и между Крёстными Родителями и крестниками, и между кумами. Сексуальные отношения между ними строго запрещены. Нарушение запрета считается тяжким грехом, который отразится на здоровье крестника. При этом мотив «духовного инцеста», совокупления Крёстных Родителей постоянно возникает в фольклоре. Так, известны многочисленные предания о возникновении «кумовых» озер на месте, где согрешили кумовья (украинцы), о превращении кумовьёв в камни (поляки). Мотив запретной любви постоянно встречается и в песнях, исполняемых у восточных славян на крестинах. Кум в этих текстах превращается в цветущую рожь, а кума — в калину (украинцы).

Листова Т.А. Кумовья и кумовство в русской деревне // Советская этнография. 1991. № 2;

Сумцов Н.Ф. К истории развития понятий народа о нравственном значении кумовства // Киевская старина. 1889. Т. 10.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.