Имя

Имя — персональный знак человека, определяющий его место в мироздании и социуме; мифологический заместитель, двойник или неотъемлемая часть человека; объект и инструмент магии.

Имянаречение — акт, придающий новорожденному статус человека. Дети до крещения, т.е. до получения Имя, нередко трактуются как животные или демонические существа, а умершие без Имени, по общеславянским верованиям, превращаются в демонов, их души блуждают по свету, плачут и просят «дать им имя». См. Дети некрещеные.

Правила выбора Имени и именования различны в разных этнических, конфессиональных и локальных традициях. Самым распространенным было присваивание новорожденным календарного Имени, т.е. Имени святого, которому посвящен ближайший ко дню рождения ребенка праздник. При этом избегали или даже запрещали давать Имя по календарю «назад», т.е. в соответствии с праздником, предшествовавшим дню рождения. По польскому поверью, названный «назад» ребенок не будет расти; то же находим в украинских и сербских обычаях. Называние детей Именами родителей, Именем деда и бабки, известное всем славянским традициям, регламентируется специальными правилами. В западной Болгарии очень редко при крещении нарекали Именами деда и бабки и еще реже — Именами отца и матери. У русских был обычай первому сыну давать Имя деда с отцовской стороны, второму — Имя деда с материнской стороны, третьему — Имя отца; аналогично девочек нарекали Именами бабушек и матери. Необычные, редкие, забытые, старинные Имена могли, по народным верованиям, предотвратить смерть новорожденного в семье, где умирали дети. С целью обмануть нечистую силу православные сербы нарекали детей мусульманскими Именами, а мусульмане — сербскими. У всех славян для защиты младенца, родившегося слабым или появившегося на свет после смерти предыдущих детей, прибегали к имянаречению по первому встречному, которого приглашали в кумовья.

Широко распространено представление, что «давать имя на имя» опасно, т.к. «один из тезок сживет со свету другого», часто избегали называть ребенка именем умершего члена семьи, однако, по обычаю сербов из Восточной Герцеговины, личное Имя должно как можно дольше сохраняться в семье, поэтому детей охотно нарекали Именами умерших родственников, в том числе умерших детей.

«Останавливающие» Имена (Стана, Станка, Станица, Стоян и т.д.) употреблялись у южных славян для остановки смерти детей, прекращения рождения девочек или рождения детей вообще. Тот же принцип «этимологической магии» действует при наречении детей «благопожелательными» Именами или Именами животных.

Табуирование и сокрытие Имени применялось для защиты человека от нечистой силы, наводящей порчу «на имя» и бессильной, когда настоящее Имя жертвы неизвестно. Русские, чтобы защитить ребенка от колдуна, скрывали его «истинное» Имя и пользовались другим, «ложным» Именем. У сербов данное при крещении Имя скрывалось от нескольких дней до многих лет (до поступления в школу, ухода в армию, вступления в брак), иногда оно оставалось неизвестным окружающим и даже матери всю жизнь: это практиковалось в семьях, где умирали дети. И. ребенка сербы избегали сообщать чужим людям; сам по себе вопрос о том, как зовут ребенка, считался опасным; настоящее Имя ребенка сербские матери никогда не произносили в бранных формулах и проклятиях, чтобы проклятие не исполнилось.

После свадьбы женщина должна была соблюдать строгие правила именования мужа, его родителей, братьев и сестер, исключающие употребление настоящих Имен; муж также не называл жену ее личным Именем . В Сербии старые женщины считали позором, если молодая жена назовет своего мужа по Имени .

Перемена Имени широко использовалась в народной медицине как средство «перерождения» человека, расторжения его связи с болезнью и обмана демонических сил, насылающих болезнь.

Имена умерших (особенно утопленников) обладают защитной силой: при встрече с волком надо назвать Имена трех (или девяти) умерших родственников, тогда волк не тронет; при .встрече с русалкой следует вспоминать Имена покойников; в случае пожара рекомендуется трижды обежать дом, выкрикивая Имена двенадцати утопленников; чтобы не приспать ребенка, женщина должна вспомнить Имена трех утопленников (Полесье).


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.