Остаются неприкрепленными к Владимирову циклу, но напоминают богатырей его Суровец-Суздалец и Саур Леванидович.
Суровец иногда называется Суздальцем. Былины о нем напоминают былины о Михайле Казарине. В начале - распространенный бродячий мотив о встрече с чудесным животным (вороном), который человечьим голосом указывает, как добыть славу и добычу; потом идет победа над татарами. Веселовский выводит Суровца из крымского Сурожа-Судака. Вс. Миллер склонен видеть в нем отзвуки исторических воспоминаний о Суздале. Кроме Суровца-Суздальца, в былинах упоминаются "братья Суздальцы", в которых Вс. Миллер видит князей Юрия Долгорукого и Ярослава Мудрого.
Саур Леванидович (v. Саул), отец Суровца. Имя Саур, по-видимому, тюркского происхождения и обозначает "бык". Главным сюжетом былин о Сауре является его бой с Суровцем, представляющий собою один из многочисленных вариантов о бое отца с сыном, прикрепившихся к очень различным именам и, между прочим, к персидскому Рустему и нашему Илье.
Новгородский цикл составляют былины о Садке и Ваське Буслаеве.
Садко. Содержание былин о Садке сводится к трем сюжетам:
- Садко играет на берегу Ильмень-озера, Морской царь указывает, как выиграть заклад;
- Садко хвалится скупить все товары в Новгороде;
- Садко попадает к Морскому царю и спасается при помощи Николы Можайского.
Происхождение образа Садко, по-видимому, довольно сложно. В Новгородской летописи под 1167г. упоминается об основании лицом, носящим имя Седко Сытинич, церкви Бориса и Глеба. Трудно, однако, установить, имеет ли этот Седко какое-либо отношение к былинному. Веселовский указывает, что в романе "Tristan et Geonois" рассказывается о племяннике Иосифа Аримафейского Садоке, который во время бури был брошен по жребию в море, спасся и пробыл три года на острове у отшельника. Это сходство Веселовский объясняет существованием какого-нибудь еврейского рассказа, легшего в основу как былины, так и французского романа. Стасов указывает ряд параллелей в восточных сказаниях. Отмечают сходство некоторых мотивов былин о Садке с финским мифом о водяном божестве; есть некоторое сходство между былинами о Садке и малорусской думой об Олексие Поповиче. Все это указывает на присутствие в былинах бродячих мотивов, но рядом с ними очень много бытовых черт старого Новгорода, и в этом смысле историчность былин несомненна.
Василий Буслаевич. Еще больше бытовых новгородских черт в образе Васьки Буслаева, - самой реальной и типичной фигуры русского эпоса. Источники этого образа, однако, тоже разнородны. Содержание былин о Ваське Буслаеве сводится к двум сюжетам:
- детство Васьки и бой с новгородцами на мосту;
- путешествие в Иерусалим и гибель Васьки.
Жданов отмечает, с одной стороны, упоминания в летописи имени Василия Буслаевича, с другой стороны - параллели к былинам о Ваське в сказаниях о Роберте Дьяволе. Сходство между Васькой и Робертом, однако, является довольно отдаленным и вряд ли позволяет установить между этими образами генетическую связь.
Буслаев, "Эпическая поэзия" ("Ист. Оч.", I);
Буслаев, "Следы русского богатырского эпоса в мифических преданиях индоевропейских народов" ("Филологические Записки", 1862, выпуски 2 - 3);
Буслаев, "Русский богатырский эпос" ("Русский Вестник", 1862, 3, 9, 10);
Л. Майков, "О былинах Владимирского цикла" (1862);
Стасов, "Происхождение русских былин" ("Вестник Европы", 1868 и "Полное собрание сочинений");
А. Веселовский, "О сравнительном изучении русского эпоса" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868, II);
О. Миллер, "Илья Муромец и богатырство киевское" (1869);
Буслаев и Шифнер, "Отчет о 12 прис. Увар. премии" (о книге Стасова);
Квашнин-Самарин, "Русские былины в историческом и географическом отношении" ("Беседа", 1871, 4 - 5);
Потанин, "Монгольское сказание о Гэсэр хане" ("Вестник Европы", 90, № 9);
его же, "Ставр Годинович Гэсэр" ("Этнографическое Обозрение", 1891, № 3);
Веселовский, "Калики перехожие и богомильские странники" ("Вестник Европы", 1872, № 4);
Буслаев, "Разбор книги Миллера" (в "Отчете о 14 прис. Увар. премии");
Кирпичников, "Опыт сравнительного изучения западного и русского эпосов. Поэмы Ломбардского цикла";
Веселовский, "Отрывки византийского эпоса в русском" ("Вестник Европы", 1875, № 4);
Петров, "Следы северно-русского былинного эпоса в южнорусской народной литературе" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1878, № 5);
Ор. Миллер, "О великорусских былинах и малорусских думах" ("Труды III Археологического съезда");
Вс. Миллер, "Отголоски финского эпоса в русском" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1879, № 12); Веселовский, "Южнорусские былины";
Дашкевич, "К вопросу о происхождении русских былин" ("Киевские Университетские Известия", 1883, № 3 - 5);
Жданов, "К литературной истории русской былевой поэзии";
Сумцов , "Опыт объяснения малорусской песни о Журиле" ("Киевская Старина", 1885, июль); Созонович, "Песни о девушке-воине и былины о Ставре" (Варшава, 1886);
Веселовский, "Мелкие заметки о былинах" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1889, № 5);
Соболевский, "К истории русских былин" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1884, № 7);
Халанский, "Великорусские былины Владимирского цикла" (1885);
Вс. Миллер, "Экскурсы в область русского эпоса" (1892);
Халанский, "Южнославянские сказания о Марке Кралевиче в связи с произведениями русского былинного эпоса";
Дашкевич, "Разбор Экскурсов Миллера" (в "Отчете о 34 прис. Увар. премии");
Вс. Миллер, "Очерки русской народной словесности" (том I, 1897);
Жданов, "Русский былевой эпос" (1895); Халанский, "К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1902, № 8, и 1903, № 10);
Коробка, "Сказания об урочищах Овручского уезда и былины о Вольге" ("Известия отделения русского языка и словесности", том XIII, книга 2);
Шамбинаго, "Старины о Святогоре и поэма о Калевипоэга" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1902, № 1);
Марков, "Бытовые черты русских былин" ("Русская Мысль", 1904); его же, "Из истории русского был. эпоса" ("Этнографическое Обозрение", 1904, № 2 - 3; 1905, № 4);
Веселовский, "Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском" ("Известия отделения русского языка", том XI, 3);
Якуб, "К былине о Сухмане" ("Этнографическое Обозрение", 1904, № 1); его же, "К былине о Михайле Казарине" ("Этнографическое Обозрение", 1905, № 2 и 3);
Вс. Миллер, "Очерки русской народной словесности" (том II, 1910). Подробные указания на статьи Веселовского, в которых он касается былин, см. в указателе к его трудам. Обзор изучения былин в книге Лободы "Русский богатырский эпос" (Киев, 1896). - Marthe, "Die russische Heldensage" (1865);
Bistrom, "Das russische Volksepos" ("Zeitschr. fur Phychol.", 1867 - 68);
Ralson, "The Songs of the Russian people" (1873);
Jagic, "Die christlich-mythologische Schicht in dem russische Volksepos" ("Archiv fur sl. Phil.", 1875, 1);
Рамбо, "La Russie epique" (1876);
Wollner, "Untersuchungen uber die Volksepik der Grossrussen" (1879);
Веселовский, "Разбор книги Воллнера" (в "Rssische Revue", 1882);
Damberg, "Versuch einer Geschichte der rus. Heldensage" (Гельсингфорс, 1886).
См. также статьи:
Алеша Попович;
Василий Буслаевич;
Вольга Святославович;
Данило Ловчанин;
Добрыня Никитич;
Дунай (Дон);
Дюк Степанович;
Иван Годинович;
Илья Муромец;
Микула Селянинович;
Михайло Козаринов;
Михайло Потык;
Садко;
Саур Ванидович;
Святогор;
Соловей Будимирович;
Ставр Годинович;
Суровец (Сурог, Суровен);
Сухман (Сухан);
Хотен Блудович;
Чурило Пленкович.
© Студия КОЛИБРИ, 1998, Интернет версия 1999
© ElectroTECH Multimedia, 1998
© Comptek, 1998
Добавить комментарий