
Мост — в народной традиции соединяет этот и “тот свет”. По верованиям украинцев, душе после смерти предстоит перейти по кладочке через огонь, и если она оступится, то не дойдет до Царства Божия. Белорусы Гомельской области полагали, что душа умершего переходит по мостику над водой.
В Белоруссии существовал обычай делать в память об умершем мостик через канаву или ручей. На следующий день после поминок на могиле мужчины ставили крест, а в память о женщине делали кладку через какое - нибудь мокрое, топкое место или же перекидывали мостик через канаву либо ручей; вырезали на дереве, срубленном для МОСТА, дату смерти и серп; затем садились на дерево, выпивали, закусывали и поминали умершую. Каждый, кто переходил по такому мостику, также должен был её помянуть.
Тема мощения мостов характерна для обрядовой поэзии. В колядках и волочебных песнях рассказывается о том, что к хозяину пришли гости издалека, преодолев множество препятствий и, в частности, построив калиновые мосты через Дунай. В украинской колядке по калинову МОСТУ уходят от человека его лета молодые и счастливая доля. В другом тексте хозяин дома идет через Дунай по калиновому МОСТУ и встречает ангелов; они подхватывают его под руки и несут в рай.
Как небесный МОСТ осмысляются радуга и Млечный Путь. По поверьям Тульской губернии, радуга — это МОСТ, по которому ангелы поднимаются на небо с душами праведников и опускаются на землю, чтобы передать праведным людям Божию волю. В Тульской губернии Млечный Путь осмысляли как МОСТ из ада в рай, по которому идут души умерших. Те, кого поминают в молитвах на земле, беспрепятственно проходят в рай, но если кого-нибудь из них на земле проклинают, то Бог изгоняет их из рая в ад и, когда они падают вниз, от них летят искры, которые падают на землю в виде змей и других гадов.
Небесный МОСТ упоминается и в загадках: Золотой мост на сотню верст
(лучи солнца, свет), Протянулся мост на семь верст, а в конце моста золотая верста
(неделя, дни недели), Намощен мост на семь верст, на мосту яблоня, на яблоне цвет во весь вольный свет
(семь недель Великого поста и Пасха).
В святочных гаданиях МОСТ и вода связаны с символикой любви и брака. Девушка ставила на ночь у кровати сосуд с водой или сделанный из дров колодец, а потом связывала из прутьев или палочек мостик и клала его сверху; во сне ей должен был явиться жених и перевести через МОСТ.
В восточнославянских сказках на “калиновом” МОСТУ происходит единоборство со змеем. Иногда схватка происходит на ледяном МОСТУ, который создан на море дыханием змея, или на трех мостах: сначала на медном, потом на серебряном и, наконец, на золотом. Одна из трудных задач в сказках — построить за ночь большой чудесный МОСТ — одна мостина серебряная, другая золотая.
Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1982;
Её же. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский фольклор. М., 1981;
Бараг Л.Г. Сюжет о змееборстве на мосту в сказках восточнославянских и других народов//Там же.


Добавить комментарий