Овинник

Овинник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный — у русских (преимущественно на Севере) домашний демон (дух). Имеет вид старика. Живет в овине (гумне), оберегает его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти часто дает хороший примолот. На Смоленщине «гуменщик» появляется в облике барана. Там же гадали, обращаясь к ОВИННИКУ: Хозяин овина, скажи, откуда будет мой суженый? — и делали ему подношения. На Вологодчине в день Кузьмы и Демьяна его поздравляли и приносили каши.

В Архангельских краях подовинник обитает в овине вместе со своей супругой или подругой — овинницей, подобно другим домашним духам, живущим в доме и во дворе парами («домовой — домовая» или «хозяин с хозяюшкой», «подпольщик — подпольщица», «дворовый — дворовая», «банщик — банщица»). Их зовут также «подовинник - батюшка и подовиниица - матушка». ОВИННИК иногда дерется с банником, вообще же он, по народным поверьям, «такой же, как домовой». ОВИННИК может предсказывать девушкам судьбу, если они гадают в овине или у овина; при этом, если ОВИННИК мохнатой рукой прикоснется к обнаженному девичьему заду, девушка в этом же году выйдет замуж. Костромской «овинник» может показаться покойником. У него часто возникает желание побороться, и тогда он зовет: «Давай и обратаемся!» Белорусский ОВИННИК (евник или осетник) — угрюм и молчалив, описывается ютящимся в овинной сушилке, где сидит в углу.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993. Т.1.

Толстой Н.И.


Иногда ОВИННИК появляется в виде человекоподобного существа, облепленного мякиной и паутиной, или в виде громадного чёрного кота с горящими глазами. Считалось, что ОВИННИК охраняет овин, подметает гумно, обмолачивает снопы, веет зерно, обеспечивает необходимый для просушки зерна сквозняк и т.п. Не любит, когда в овин приходят посторонние, пугает, может уморить угаром. Рассерженный на хозяев ОВИННИК способен сжечь овин, особенно в тех случаях, если нарушается запрет топить его в дни, когда овин именуется «именинником» (в дни Воздвижения — 14.IX, Феклы Заревницы — 23.IX или в день Покрова — 1.Х), или даже убить хозяина. При первом просушивании овина хозяева обращались к ОВИННИКУ с просьбой охранять его от напастей, при этом первый привезенный с поля сноп бросали в огонь как дар «хозяину» овина.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993. Т. 1.

Левкиевская Е.Е.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.