Угол

Угол— часть дома или другого хозяйственного строения, отделяющая «свое» (замкнутое) пространство от «чужого» (открытого, не освоенного человеком). В славянском жилище особая роль отводится красному углу.

Угол (бабий кут)
Угол (бабий кут)

В народных верованиях, языке и фольклоре УГОЛ символизирует весь дом, ср. в похоронном причитании: ...к которому нам теперь углушку приткнуться, прихилиться. При этом свой угол последовательно противопоставляется чужому, соотносимому со смертью, горем, запустением, бедностью, тишиной, ср. в причитаниях: А мы ж то с своего углушка повышли, Заставил ты нас по чужим углушкам слоняться. Заставил ты нас век горевать, Чужие углушки считать и т. п.

В русском заговоре, произносимом для богатства дома, символически воспроизводится внутренняя организация идеального дома: Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит, хлеб и соль, скот и живот, и всю нашу семью (ср. в ст. Стол, Хлеб).

Напротив, в похоронных причитаниях посмертное жилище покойного описывается как дом без углов, ср.: Збудавалi [построили] табе сялибачку [жилище] новенькую i невясёленькую, А няма жа ж у ей нi угольчыкау, нi аконцау и т.д. В белорусских заговорах жилище, располагаемое в центре мира, под мировым деревом, имеет не четыре, а три, девять, тридцать девять (обычно — нечетное количество) углов.

В народных обрядах и верованиях УГОЛ символизирует внешнюю границу дома (ср.аналогичное значение других пограничных частей дома и двора, в частности ворот и порога). В «строительной» магии при выборе места под будущий дом большое значение придавалось устойчивости этой границы: в углах будущего дома клали по камню, куску хлеба, сыпали по горсти пшеницы и т. п.; если через 2—3 дня после этого все предметы оставались на своих местах, считалось, что место выбрано удачно. По углам иногда ставили четыре горшка с водой: если к утру воды в них прибывало, это также рассматривалось как добрый знак (и наоборот).

Нерушимость границы дома закреплялась и при начале строительства: под углы фундамента закапывали ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, остатки освященной пасхальной пищи и др. Подкладывая под углы дома монеты или хлеб, надеялись на то, что в доме не будет переводиться добро, богатство и т.п.

УГОЛ дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших (ср. русское представление о домовом, живущем в УГЛУ, южнославянские поверья о домовой змее, обитающей под УГЛОМ дома, и т.д.) и потому был объектом многих очистительных, апотропеических и умилостивительных ритуалов. В России на Благовещение окуривали углы изб от нечистой силы и болезней; во время родов, происходивших в бане, повитуха отколупывала от каменки четыре камешка и бросала их в четыре угла со словами: Этот камешек в уголок, черту в лоб. Белорусы, стремясь избавиться от домового, портившего скот, окуривали углы дома освященным маком и говорили: Домовой, иди домой, эта хата моя; «провожая зиму» на Фоминой неделе, символически выгоняли ее кочергой из углов дома и хлева.

Аналогичные магические действия совершали и в хозяйственных постройках. При первом выгоне скота на поле читали заговор и секли топором по четырем углам хлева, тем самым оберегая скот от зверей и недоброго человека; разводя первый раз в овине огонь, трижды произносили заговор от пожара в каждом углу овина.

Чтобы летом гады не проникли в избу, в Страстной четверг обливали холодной водой наружные углы; для избавления от мышей — разбрасывали по углам дома скорлупу освященных пасхальных яиц; чтобы в доме не было блох, посыпали углы снегом и т. д. Подобным же образом защищали и поля — от мышей, грызунов, града, нечистой силы и др. (закапывали по углам кости пасхального поросенка, яйца, втыкали ветки освященной вербы и т. п.).


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *