Каша

Каша — одно из главных блюд традиционного рациона. В обрядах символизировала плодородие, обилие, рост, приумножение. Кашу готовили из целых или дроблёных зёрен (реже из муки) пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Нередко Каша служила главным обрядовым блюдом (ср. у русских в связи с этим праздник по случаю окончания жатвы и крестины с ритуалами раздела и выкупа Каши назывались «каши»; праздник рожениц и повитух, 26. XII — «бабьи каши»).

Каша была обязательным блюдом на свадьбе. По свидетельству летописей, «молодым в подклет приносят кашу, и они кашу черпают и за себя мечут». Кашу рассылали почётным особам. В Архангельской губ. молодым за «княжим столом» разрешалось есть только Кашу, которую молодая ела под накинутым на нее платком. У русских Кашу готовила и выносила на стол сваха или свекровь, за что невеста одаривала ее полотенцем. В Полесье Каша варилась сладкой, если невеста была девственницей, и несладкой или солёной в противном случае; только в случае девственности невесты происходил обряд выкупа Каши, во время которого жених разбивал горшок Каши так, чтобы Каша осталась целой.

Употребление Каши на родинах и крестинах ребёнка сопровождалось магическими действиями, призванными обеспечить новорождённому счастье, здоровье и быстрый рост, женщинам — плодовитость, земле — плодородие. Широко распространены обычаи поднимать горшок с Кашей вверх, накрывать его полотенцем или холстом, бросать деньги на горшок Кашей разбивать горшок с Кашей. См. Крестины.

На похоронах и поминках у восточных славян принято было подавать кутьюкоторую носили также в церковь, на кладбище, оставляли на окне «для душ», раздавали нищим за помин души.

У южных славян в день св. Варвары готовили варицу — Кашу из смеси зёрен разных злаков и кукурузы, гороха и др., чтобы вызвать плодородие. Сербы по варице гадали об урожае и о жизни-смерти: бугры и вздутия на Каше означали будущий хороший урожай, трещины — плохой урожай и смерть; ямка в середине варицы означала смерть хозяина, по бокам — смерть других членов семьи и т. п.

Обрядовой Кашей отмечали окончание жатвы, начало молотьбы, сева, переселение в новый дом и др.

Сумцов Н.Ф.Символика славянских обрядов. Избранные труды. М., 1996.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.