Обман

Обман — магический приём, используемый для защиты от нечистой силы, болезней и других опасностей.


В южнославянской традиции широко применялись основанные на мотиве ОБМАНA ритуалы защиты новорождённого в семьях, где «не живут» (т. е. умирают в младенчестве) дети. Для того чтобы злая судьба (смерть) не унесла ребёнка, её старались обмануть, ввести в заблуждение, изобразив дело так, что родился не ребёнок, а волчонок или дьяволёнок (отсюда защитные «звериные» имена типа сербского Вук — «волк «, ср. в ст. Имя), что ребёнок не родился, а был найден или куплен (т. е. это не тот, кого должна забрать смерть), что ребёнок родился не в этом доме, а в другом, у других родителей. Все эти мотивы получали воплощение в обряде: в течение семи дней возле роженицы лежал запелёнутый валёк для белья, заменяющий ребёнка; сразу после рождения ребёнка повивальная бабка или мать выносили его на дорогу, на перекрёсток, на мост, к церкви и т. п. и оставляли, дожидаясь в укрытии, чтобы какой-нибудь прохожий подобрал ребёнка. Нашедший становился кумом или объявлял себя родителем, продающим своего ребёнка, а мать становилась покупателем и т. п.

Иногда, чтобы обмануть судьбу, мать разыгрывала сцену смерти новорождённого, изображала своё горе, громко оплакивала его. Случалось, что родители инсценировали продажу своего ребёнка в другой, благополучный дом. На ОБМАН демонов были рассчитаны у сербов такие имена детей, как Мртвак (т. е. «мёртвый»), Кривош (т. е. «кривой»), Малко (т. е. «маленький») и т. п. С этой же целью ребёнка до определённого времени называли не настоящим его именем, данным при крещении, а другим, чужим именем, причём девочка могла носить мужское имя, а мальчик — женское, ребёнок, рождённый в христианской семье, мог носить мусульманское имя или наоборот. Иногда настоящее имя ребёнка скрывали даже от матери, и она сама всю жизнь старалась его не узнать. Смена имени и перекрещивание ребёнка применялось в случае его тяжёлой болезни.

Мотив ОБМАНА лежит также в основе запрета хвалить ребёнка, особенно новорождённого, и предписания ругать его, называя его безобразным, «гадом» и т. п. Как разновидность ОБМАНА может пониматься и обычай «кувады»: во время родов муж роженицы ложился в постель и изображал родовые муки, отвлекая внимание злых демонов от жены и ребёнка.

С помощью ОБМАНА южные славяне защищали близнецов и так называемых однодневников и одномесячников (родственников, родившихся в один день или в один месяц) от смерти, грозящей им, по народным верованиям, в случае смерти их «двойника». Оставшегося в живых отводили на кладбище и символически погребали, т. е. частично засыпали землёй, а затем его «освобождал» кто-либо, становившийся его братом (близнецом, одномесячником) вместо умершего. В центральной Болгарии вместо человека в могилу могли опускать камень соответствующего веса со словами: Оставляю тебе этот камень, он будет тебе братом. Затем новый, названый брат обнимал оставшегося в живых близнеца и говорил: У тебя нет другого брата, теперь я тебе брат. В Косово (южная Сербия) в случае двух смертей в одном доме в течение года обманывали смерть тем, что при вторых похоронах в гроб клали тряпичную куклу, как бы заменяющую третьего покойника.

У всех славян известен фольклорный мотив ОБМАНА смерти. В Полесье рассказывают быличку о том, как один человек, желая обмануть смерть, сделал себе вращающуюся кровать: когда смерть приходила и становилась в ногах, он поворачивал кровать, и смерть оказывалась в головах. Но в конце концов человек понял, что смерти не миновать: крути не крути, а треба умерти.

Вербальный ОБМАН (сообщение неправды) был одним из способов отгона градовой тучи. В западной Сербии при появлении тучи женщины с одного края села, с одной горы кричали женщинам, живущим на другой горе, и спрашивали, в какой день недели в этом году был Юрьев день. Ответ должен был быть неправильным, следовало назвать один из предшествующих дней, тогда туча оказывалась обманутой и поворачивала в обратную сторону. Значительно реже использовался ОБМАН в продуцирующей магии. Например, сербы во время крашения пряжи считали полезным рассказывать какую-нибудь неправду, тогда дело удавалось лучше.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.