Дорога

Дорога — символ жизненного пути, пути души в загробный мир, особенно значимый в переходных ритуалах; место, где проявляется судьбадоля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Дорога — разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством; мифологически «нечистое» место. Особенно опасны скрещения двух или нескольких Дорог, развилки и обочины. У восточных славян на перекрёстках было принято хоронить самоубийц, некрещёных детей и других нечистых покойников.

Дорога
Дорога

Дорога, наряду с межой и другими рубежами, — место появления мифологических персонажей. Поляки считали, что в колеях Дорог пребывают грешные людские души. Особенно часто на Дороге появляются демоны, сбивающие человека с пути: у русских — леший, у западных украинцев — блуд, дика баба, у сербов невидимые демоны олалиjе, у западных славян — блуждающие огоньки, происходящие из душ «нечистых» покойников, у кашубов — болотник, который, освещая Дорогу фонарём, зовет: «Здесь дорога домой, здесь дорога домой…»

Выбрасывание на Дорогу различных предметов является способом ритуального удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы «своего» пространства и её уничтожения. На Дороге «нечистые» предметы затаптывают, разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей. У русских при лечении болезней на Дорогу выбрасывали ногти и волосы больного, а также предметы, на которые с помощью заговора «переводилась» болезнь. Выбрасывание предметов на Дорогу могло быть и актом вредоносной магии, призванной передать другому лицу порчу или болезнь, поэтому существовал запрет поднимать на Дороге найденные вещи и даже прикасаться к ним.

Одним из вариантов ритуального уничтожения является перебрасывание через Дорогу предметов, от которых необходимо избавиться. В частности, в России и в Полесье для избавления от клопов и тараканов их перебрасывали через Дорогу в коробочке или перевозили в старом лапте.

Одновременно считалось, что предметы, случайно найденные на Дороге, обладают лечебной силой и приносят счастье нашедшему их. Например, украинцы для избавления от бородавок старались найти старый башмак и, не сходя с места, перекинуть его через голову.

Предметы оставляли на Дороге или развешивали вблизи неё с продуцирующими и защитными целями. Например, для отвращения эпидемий и эпизоотии на при дорожных крестах вывешивались обыденные полотенца.

В магической практике, в свадебном ритуале и др. практиковалось символическое перегораживание Дороги. Например в польских Татрах пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперёк Дороги границу, чтобы преградить путь злым духам. В свадебном обряде при возвращении молодых от венца Дорогу перегораживали брёвнами, верёвкой, лентами и пр., требуя от жениха выкуп за право проезда свадебного поезда. У восточных и западных славян перегораживание Дороги крадеными вещами, брёвнами, дровами было одним из видов ритуальных бесчинств.

Переход дороги человеку или скоту практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости. У восточных славян и в Болгарии верили, что у коров можно отнять молоко, перейдя им Дорогу.

Распахивание и боронование Дороги в обрядовых целях служило для активизации плодородных сил. В Чехии, у хорватов и словенцев на масленицу ряженые имитировали пахоту и сев, таща по улицам плуг и борону. В Полесье пахание и боронование Дороги было одним из способов вызывания дождя.

Восточные славяне считали, что нельзя строить дом на том месте, где проходила Дорога: в таком доме будет неспокойно жить, а также на Дороге нельзя спать, сидеть, громко петь или кричать, справлять естественные надобности.

Невская Л.Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде // Семантика текста. М., 1980. С. 228–230;

Щепанская Т.Е. Культура дороги на Русском Севере. Странник // Русский Север. СПб., 1992. С. 102–126.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание