Камень

Камень — один из первоэлементов мира (наряду с землей, водой, огнем, воздухом); символ мертвой природы. Твердость, прочность, долговечность, неподвижность, неподверженность изменениям определяют его использование в охранительной, продуцирующей и лечебной магии. В народной космогонии Камень трактуется как опора, основание, стержень, ось мира и уподобляется дереву мировому и горе.

В первые времена Камни были подобны живым существам: они чувствовали, размножались, росли, как трава, и были мягкими; с тех пор на Камнях остались углубления — следы ног Бога, Богородицы, святых, нечистой силы. Камни перестали расти, когда Бог проклял людей и землю за грехи. Происхождение крупных каменных глыб, валунов, скал и т.п. часто объясняется окаменением людей (иногда животных), великанов, проклятых или наказанных за грехи. В народной традиции распространено почитание культовых Камней, особенно связанных с именами святых или легендарных героев: Богородицы, св. Параскевы, Марко Кралевича и др.

Камни выступает как заместитель человека: по обычаю южных славян, в случае смерти одного из близнецов или одномесячниковчтобы предотвратить смерть второго, нужно в гроб умершему положить камень и сказать: «Оставляем тебе в качестве брата этот камень: а X. (имя живого брата. — Авт.) берем себе братом».

Камень используется для обезвреживания опасности, чтобы ее источник стал мертвым и неподвижным, как Камень: чтобы волки не нападали на скотину, сербы в день св. Саввы раскаляли на огне Камень. Чтобы предохранить воду в колодце от порчи, поляки туда кидали Камень. Крепость и нерушимость Камня определяют его использование в магических приемах сохранения крепкого здоровья: украинцы, болгары, поляки и чехи, чтобы не болела голова, во время первого грома трижды ударяли себя Камнем по голове.

Принадлежностью Камня к мертвой природе (он холодный, неподвижный, бесплодный, не растет, не развивается) объясняются запреты сажать ребенка на Камень, — поляки считали, что иначе он не будет расти. В Польше существовал также запрет закапывать послед под Камень, иначе следующие роды будут тяжелыми. Камню из-за его неподвижности приписывались свойства останавливать, прекращать болезнь или опасность. В южнославянской лечебной практике останавливающими свойствами якобы обладал становит Камень [«останавливающий камень»] — большой, широкий, отдельно стоящий Камень: если у женщины умирали дети, она, стоя на таком Камне, должна была связать носочки и скроить рубашку своему ребенку, чтобы «остановить» смерть.

В похоронном обряде также используются «останавливающие» свойства Камня: после выноса тела Камень (наряду с железными предметами) помещают на то место, где лежал покойник, чтобы защитить Домочадцев от смерти. Древний обычай устанавливать надгробные Камни также объяснялся стремлением «связать» душу, «привязать» ее к могиле, дать ей обиталище, чтобы она не блуждала по свету. В похоронном обряде, а также в лечебной практике Камень использовался в архаичной функции каменного орудия, заменяя собой нож, ножницы: у сербов при изготовлении покрова и одежды для покойника полотно рассекали камнем; у белорусов камнем отрезали пуповину новорожденному мальчику, чтобы он был сильным.

Камень является местом пребывания демонов: русалки, водяногона грудах Камней, собранных с полей, танцуют ведьмыМесто под Камнем связано с потусторонним миром: под ним скрывается во время грозы дьявол и демоны, происходящие из душ детей некрещеных;поляки считали, что там пребывают грешные души.

Иногда Камень в силу своей твердости ассоциировался с мужским началом. У болгар известен мотив чудесного зачатия юнака от Камня, который носила с собой его мать. Белорусы считали, что если в земле под супружеской кроватью лежит Камень, женщина забеременеет мальчиком.

У южных славян Камень применялся в юридических ритуалах как орудие наказания (забивание камнями), как знак поругания (его должен был носить осужденный за прелюбодеяние), как символ клятвы и проклятия.

Демиденко Е.Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. 1987. № 24;

Макаров Н.А., Чернецов А.В. К изучению культовых камней//Советская археология. 1988. №3.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание