Заря — световое явление, возникающее при восходе и заходе Солнца, время совершения магических действий.

Время, когда солнце садится за горизонт, считалось особенно ответственным и опасным: люди оставляли свои повседневные занятия и молились, чтобы солнце не покинуло их навсегда и утром вернулось обратно. На закате не спали и даже будили малышей, ибо это сулило скорую смерть (ср. Бдение).
Заговоры произносили, как правило, на утренней или вечерней ЗАРЕ, обращаясь утром — к востоку, а вечером — к западу. При этом в заговоре описывался момент, когда уже показалось солнце, но месяц и звезды еще не исчезли и лишь постепенно тускнеют на небе: Восстану я, (имярек), на заре, на утренней, на восходе солнышка, на закате месяца и на покрытие звезд...
В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.
В фольклоре утренняя ЗАРЯ обычно называется “ясной”, а вечерняя — “темной”. Согласно поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания греховных человеческих деяний, а ночью умывается в море и утром поднимается чистым и ясным. На древнерусских миниатюрах утренняя и вечерняя зори изображались в образах двух женщин — соответственно огненно-красного и зеленого цветов (ср. «Вечорка. Зорька и Полуночка» в русской сказке).
В белорусских свадебных песнях повествуется о браке месяца-жениха и утренней ЗАРИ или солнца — невесты .
По цвету ЗАРИ на Руси гадали о будущем. Так, в “Слове о полку Игореве” кровавый восход предвещает русскому войску поражение, а в “Сказании о Мамаевом побоище” ночное видение “огненных зорь”, наоборот, является знамением грядущей победы.
Зарубин Л.А. Образ утренней Зари в “Ригведе” и в восточнославянском фольклоре// Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР. 1965. Т. 80;
его же. Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян// Сов. славяноведение. 1971. № 6.


Добавить комментарий