Змея

Змея — один из ключевых персонажей народной зоологии, воплощающий все характеристики гадов. Родственные названия и поверья объединяют Змею со змеем. Важнейшая характеристика Змеи — ее хтоническая природа. Змея сочетает в себе мужскую и женскую, водную и огненную символику, отрицательное и положительное начала. Ей присущи апотропейные и вредоносные свойства; она ядовита и целебна; нечистая тварь, источник зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции. Змее соответствует ряд предметных символов. Это длинные, чаще гибкие предметы: нитка, веревка, бусы, волосы, ветка, палка, веретено, пастушья свирель, фаллос.

Мужской образ Змеи тесно связан с ее фаллической символикой (ср. русскую поговорку о мужчинах: Галавища в маслище, сапажища в дегтище, а партки набиты змеей). Женская символика Змеи отражена в южнославянских поверьях о превращении Змеи в девушку, в легендах и заклинаниях.

Отождествление Змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на Змею как воплощение сатаны. По народным легендам, Змеи попадали с небес при свержении в преисподнюю нечистой силы, произошли из крови Каина, из тела дьявола, из чрева убитого дракона, из пепла побежденного змея. За убийство Змеи прощается несколько грехов.

Хтоническая символика Змеи (связь с подземным мраком и миром мертвых) отражена в родстве слов «змея» и «земля», в южнославянских заговорах от змеиного укуса: прикладывая землю к месту укуса, произносят: «Земля землю (пусть) целует!» Способность Змеи влиять на дождь и град сближает ее с мертвыми (см. Покойник). Домовую Змею отождествляют с душой предка, а могильную — с душой погребенного. Хтонической природой обусловлен и антагонизм Змеи и солнца: в южнославянских легендах Змея поглощала солнце, его лучи, высасывала его глаза, а в поверьях других славян солнце радуется убитой Змее или не может зайти, меркнет от взгляда Змеи, высасывающего его силу. Поэтому убитую Змею зарывают или вешают в тени, иначе солнце будет багроветь, «болеть» или плакать. Хтонизм Змеи достигает космических масштабов в поверьях апокрифического происхождения об огромной Змее в основании Земли, о гигантском уже в море посреди Земли.

Змея связана с водой, грозой, ветром. Известны южнославянские поверья о крылатых Змеях, обитающих в озерах, о Змеях — покровителях водоемов. Вода из источника, в котором живет Змея, считается целебной. Убиение Змеи способно вызвать дождь. Змея может «запирать» воду в источнике и вызывать засуху. По польским поверьям, град на людей насылают Змеи, а украинцы связывают появление вихря и бури со Змеей, у которой выросли крылья.

У змей есть царь или царица — укр. «гадячий царь», бел. «царь-уж», рус. «змеиная мать» и др. У такой Змеи на голове корона, драгоценный камень, звезда, рога, петушиный гребень; ее отличительными признаками могут быть белый цвет, золотая или кошачья голова, петушиные ноги и т.п. У южных славян в роли царя Змей известны также носатая гадюка, крылатая Змея, змей, у лужичан — домовая Змея. Царь Змей обитает в подземном мире на краю света (у болгар), в недрах земли (у поляков), под корнями лещины с омелой (у поляков, сербов), под белым камнем (у украинцев). В определенные дни года он собирает всех Змей: пробуждает их от зимнего сна, назначает каждой Змее ее жертву, выслушивает исповедь о проведенном лете.

Змее приписывают ряд фантастических особенностей. Так, разрубленные части Змеи способны срастаться, убитая Змея может оживать от мочи лягушек, от осины, особого змеиного камня, корня или травы. Распространено представление о змеиных ногах. Змея показывает их, когда ее бьют (у русских, македонцев, сербов) или испытывают огнем (у украинцев, хорватов, боснийцев). По южнославянским поверьям, девять или 12 пар скрытых ног Змеи можно увидеть только в Юрьев день; человек, увидевший их, умрет. Легенды объясняют причину утраты Змеей ног тем, что солнце прокляло ее за укус в глаз (у болгар), Бог— за искушение Евы (у далматинцев, сербов, болгар), Богородица — за то, что Змея испугала ее (у поляков), и т.п. Особо опасны Змеи, которых считают слепыми. Так, медянка, по мнению украинцев, получает зрение лишь в Иванов день (24 VI) и тогда может пробить человека насквозь. Особо ядовита слепая веретеница — вид гадюки или безногая ящерица, причисляемая к Змеям. На Украине происхождение Змеи-веретеницы связывают с выброшенным веретеном, которым пряли в святочные вечера.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.