Змея

В ПРОСТОНАРОДНОМ воображении она является живым олицетворением всего нечистого, возбуждающего смешанное с ужасом отвращение, всего злого, лукавого, вредоносного.

Змея подколодная (гадюка обыкновенная)
Змея подколодная (гадюка обыкновенная)

Змея умирает, а все зелье хватает! — отзывается народ наш о злых, жадных до неправедной наживы людях; Сколько змею ни держать, а беды от нее ждать! — о лукавых; Выкормил змейку на свою шейку", Отогрел змею за пазухой! — о черной неблагодарности.

Видит наблюдательный русский краснослов рядом с собой льстеца - притворщика — и про того готова у него живая речь: Льстец под словами — змей под цветами!, Глядит — что змея из-за пазухи! — обмолвилась народная Русь про смотрящего исподлобья, не в меру подозрительного человека.

Нет для открытого другу-недругу глубокого сердца народного ничего хуже лихой клеветы на белом Божьем свете: Клевета-змея из-под куста укусит!, У клеветы жало змеиное! и т.д. Но, по народному же слову, клеветнический навет больней жала змеиного: Змею завидишь — обойдешь, клевету заслышишь — не уйдешь! Сродни этому выражению мудрости и такие меткие изречения, как: Лучше жить со змеей, чем со злою женой!, Сваха лукавая — змея семиглавая!Недобрый сват — змее родной брат!

В стародавние годы, гласит предание, было по всей округе всякого гада ползучего многое-множество, кишмя кишели змеи-гадюки: ни проходу, ни проезду по дорогам от их змеиной лихости не было. Давно это было — не запомнят и деды наших прадедов. Лютовал змеиный род, нагонял страхи и на Русь, и на нерусь — чудь белоглазую; да послал Бог доброго человека знающего: заклял он их единым словом на веки вечные.

"Змея Медяница! — гласит один такой заговор. —Зачем ты, всем змеям старшая и большая, делаешь такие изъяны, кусаешь добрых людей? Собери ты своих теток и дядей, сестер и братьев, всех родных и чужих, вынь свое жало из греховного тела у раба Божьего (имярек). А если ты не вынешь своего жала, то нашлю на тебя грозную тучу, каменьем тебя побьет, молнией пожжет. От грозной тучи нигде ты не укроешься: ни под землею, ни под межою, ни в поле, ни под колодою, ни в траве, ни в сырых борах, ни в темных лесах, ни в оврагах, ни в ямах, ни в дубах, ни в норах. Сниму я с тебя двенадцать шкур с разными шкурами, сожгу самое- тебя, развею по чистому полю. Слово мое крепкое-лепкое, не пройдет ни в век, ни вовек!.."

Суеверные люди приписывали змеям силу чар в различных случаях жизни, но более всего верили в любовный приворот с помощью этих чар.

Так, по совету знахарей, хаживали они в лес, разыскивали там гадюку. Найдя, они заранее заговоренною палкой - рогулькою должны были прижать змею к земле и продеть через змеиные глаза иголку с ниткою.

При этом обязательно должно было произносить слова:

Змея, змея! Как тебе жалко своих глаз, так чтобы (имярек) любила меня и жалела

По возвращении домой надо было поскорее продеть платье приглянувшейся красной девицы этой иголкою, но тайно от всех, а от нее — на особицу.

Если удастся проделать все это — любовь приворожена навеки.

Другие знахари подавали совет: убить змею, вытопить из нее сало, сделать из сала свечку и зажигать  ее всякий раз, когда замечаешь остуду у любимого человека. Сгорит змеиная свеча, и любовь погаснет — ищи другую! — приговаривали ведуны.

В мифологии южных славян Змей и Змея — вредоносные духи, обретающие плоть только для тех людей, в которых они влюбляются. Обитают в глухих пещерах и ущельях, остерегаются воды. Палаты их сверкают златом-серебром, бесценными каменьями. Подобно людям, они едят, пьют, женятся, воюют друг с другом и умирают.


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *