Язычество

ПОНЯТИЕ "язычество" возникло в церковной среде в первом тысячелетии нашей эры и поначалу означало все нехристианское - от гимнов "Ригведы" до мифологии древней Греции. Однако и применительно к славянам невозможно рассматривать язычество лишь в рамках этого тысячелетия - корни праславянские тянутся в глубины первобытных эпох, палеолита и мезолита. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы восточнославянского фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек - полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в "Слове об идолах" (XII век) "упырям" и "берегиням", затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (IV-III тысячелетия до н.э.) отмечен возникновением земного божества Мать-Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение солнца, луны и звезд, ведет счет по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича - огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н.э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея. В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX-Х века).

Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом. Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например, в русалиях. Предводители дружин тайком наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки.

По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали суеверные толпы в любую погоду.

К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с глубокой преданностью православной религии. (???!!!)


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.