Среда

Средадень недели, часто объединяемый с пятницей по признаку требуемого в эти дни поста. В значительной степени общими для этих дней являются и запреты, предписания и приметы. По украинским представлениям, Среда — девушка, и ее почитают прежде всего девушки и женщины, к ней они обращаются за помощью.

В Среду, как и в пятницу, соблюдается запрет на «женские» работы: прядение, тканье, шитье (все славяне), часто также мытье волос, бритье (болгары). Последствия нарушения этих запретов могли быть самые тяжкие, например женщина, нарушившая запрет мытья волос, могла овдоветь (болгары); нарушившая табу на прядение и шитье будет страдать болезнями — коликами, головной болью и т.п. (украинцы Карпат), у нее могут «сгореть дети и дом» (болгары). За несоблюдение поста и других запретов в Среду, в отличие от пятницы, нельзя было вымолить прощение, т.к. «нигде нет церкви св. Среды» (Сербия, Лесковацкая Морава). Перед Средой, как и перед пятницей, запрещались супружеские сношения. Болгары считали, что ребенок, зачатый в канун Среды, родится «с изъяном», а рожденному в Среду покровительствует св. Богородица; по белорусским верованиям, человек, родившийся в Среду — счастливый.

Для начала полевых работ Среда иногда считалась благоприятным днем. Сербы Хомолья именно в Среду старались начать пахоту или хотя бы одну борозду пройти в этот день, чтобы все дальнейшие работы были успешными. В Пожеге, наоборот, Среду называли несчастливым днем и избегали что-либо важное начинать в Среду.

В течение года особенно значимыми были Среда на поминальной и масленой неделе, когда нельзя было замешивать кислый хлеб и делать что-либо в поле; Среда на четвертой неделе Великого поста, когда у восточных славян (средокрестъе) пекли постные хлебцы в виде крестов, которые потом брали с собой, выходя на первую пахоту в поле или выгоняя первый раз скот на пастбище; сербы пересчитывали яйца, снесенные домашней птицей, веря, что сколько до этого дня снесено яиц, столько будет в хозяйстве приплода скота; третья или четвертая Среда между Пасхой и Вознесением (полес. сухие, громовые), которые праздновались «от грома»; четвертая известна также как Переплавная: по полесским верованиям, в этот день Бог или Богородица «переплывает» через реку, и только с этого дня можно было купаться; Среда на троицкой неделе (в.-слав. кривая среда, серб, крива среда, болг. руса сряда) — опасный день, в который нельзя сажать, иначе все вырастет «кривое» (сербы). Южные славяне опасались Среды на первой неделе Великого поста, называя ее Луда или Черна и считая, что нарушивший запреты в этот день может быть наказан падучей или безумием.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *