Волосы

Состриженные Волосы, как и выпавшие, не бросали, а зарывали в землю, клали под камень, прятали от птиц, относили к плодовому дереву или клали на вербу, чтобы Волосы, оставшиеся на голове, быстро “росли, как верба”, зарывали в муравейник (болгары), засовывали за плетень (украинцы). В Словении состриженные Волосы бросали в огонь, “чтобы огонь укрепил рост Волос”. В восточном Полесье состриженные девичьи Волосы бросали в быструю воду, “чтобы Волосы росли быстро и густо”.

Стимулирование роста Волос магическим способом проводилось обычно в определенные дни и было делом типично женским. Сербки клали выпавшие Волосы в обувь под каблук, “чтобы Волосы были длиной до пят” (Каблар). Чтобы Волосы ребенка были длинными, их после первой стрижки клали под конек дома или за потолочную балку (Лика, хорв.). В Пиринском крае накануне дня Сорока мучеников женщины замачивали в воде 39 прутиков винограда, а после мыли Волосы этой водой, “чтобы они были длинней”. Словацкие девушки, чтобы иметь длинные, густые Волосы, расчесывали их в Страстной четверг под вербой и пели: “Верба, верба. дай мне Волосы длиной в три пояса !” Тот же ритуал в Святой вечер совершали украинки (Маковица в вост. Словакии). На Рождество в сербской Герцеговине расчесывали Волосы, сидя на бадняке. Девушки-болгарки из Пловдивского края при виде радуги кричали:Радуга пьет воду из моря, мои волосы пусть будут до пят”.

Врачевание и магическое использование Волос демонстрирует веру в особую силу Волос, способную наряду с другими магическими действиями (сжигание, окуривание, закапывание в землю и т.п.) предохранять людей от болезней или изгонять их. Так. у сербов женщина, у которой умирали дети, должна была во время беременности собирать свои Волосы, чтобы, как только родится ребенок, рассыпать их вокруг новорожденного, поджечь и тем самым сохранить жизнь своего младенца. Срезанные пряди Волос у больных лихорадкой, сухоткой, грыжей или страдающих от сглаза и испуга для их излечения забивали в дверную притолоку осиновыми колышками, закладывали в дупло осины и т.п.

При помощи Волос можно извести человека, передать болезнь здоровому, либо произвести наговор над Волосы здорового. В Словакии Волосы здорового человека закапывали на кладбище и тем самым наводили на него болезнь. Хорватские девушки верили, что они смогут приворожить молодых людей, если незаметно подложат свои Волосы в пищу их избранников.

В Моравской Словакии, наоборот, парни стремились очаровать девушек тем, что три волоса избранницы закручивали колечком и носили их за пазухой. Сербы в Лесковацкой Мораве, уходя на войну, в качестве талисмана от пули и штыка вшивали в мундир ногти и Волосы с головы внебрачного ребенка. В сев.-вост. Сербии для того, чтобы покойник не стал вампиром, нагая женщина кадила очесами конопли Волосы покойника: пепел, остатки конопли и Волосы клали в гроб.

При обряде крестин Волосы выстригались, а по закатанным в воск и брошенным в купель Волосам гадали о судьбе новорожденного: закружится комочек — “к житью”, пойдет ко дну — “не к житью” (в.- слав.).

В свадебном обряде совершались многочисленные ритуалы с Волосами невесты и жениха. На Виленщине белорусы сажали жениха “на посад” (дежу) и крестообразно подрезали и подпаливали ему Волосы на голове, а в районе Новогрудка посаженая мать брала несколько Волос с головы жениха и невесты, спутывала их в пучок и сжигала, чтобы “элучить” (соединить) молодых. В погребальном обряде Волосы расплетали и распускали в знак траура.

Непокрытые женские Волосы, по народным представлениям, могут принести вред людям, хозяйству, урожаю и т.п. На Русском Севере (Череповец, уезд) замужней женщине нельзя было выходить во двор без платка на голове — “дворовый за Волосы исташит”. На Полтавшине говорили, что “солнце плачет”, когда баба “светит волосом”, т.е. ходит с непокрытой головой. Поляки-гурали считали, что простоволосую женщину волк съест. Русские запрещали ходить женщинам с растрепанными Волосани (и с подоткнутым подолом) во время грозы — громом убьет. Болгары в Родопах в зоне Златограда верили, что Волосы женщины, ходившей с непокрытой головой, после ее смерти превращаются в змей. Вместе с тем на Витебщине белоруски распускали и открывали Волосы, когда мяли лен, “чтобы он был волокнистым и мягким”. При ритуальной наготе Волосы должны быть распущенными, непокрытыми. Распущенные Волосы считались также характерным признаком женских персонажей нечистой силы — русалок, вил, самовил, ведьм, чумы и пр. В быличках русалки и др. женские духи -обитатели вод обычно в лунные ночи сидели на берегу на камне или на дереве и расчесывали свои распущенные Волосы.

Гаген-Торн Н.И. Магическое значение волос и головных уборов в свадебных обрядах Восточной Европы // Советская этнография. 1933. № 5—6.


Славянская мифология: энциклопедический словарь