Власий

Власий (Влас) — христианский святой, епископ Севастийский (+ ок. 316 г.), день памяти которого отмечается 11/24.II; у католиков Блажей (Блаж). В народной традиции покровитель скота. Власий, согласно житию, во время гонений на христиан скрывался в пустынных местах и жил на горе Артеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всем Власию подчинявшиеся и получавшие от него благословение и исцеление от болезней.

Мотив покровительства скоту отражен в иконографии св. Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В русской традиции Власия звали “коровьим богом”, а день его памяти — “коровьим праздником ”. В Новгороде ко дню св. Власия к его образу приносили коровье масло. У белорусов день св. Власия назывался “конское свято”: в этот день объезжали лошадей и устраивали особую трапезу. По северноукраинским представлениям, св. Власий заведует рогатым скотом. В Сибири праздновали день св. Власия как покровителя домашнего скота. В восточной Сербии (Буджак) день св. Власия. считался праздником волов и рогатого скота; в этот день не запрягали волов.

Сакральный хлеб или пирог (колач) месили в день св. Власия в Лужице и Нишаве (восточная Сербия); первым разрезал его “за здравие волов” священник (за его отсутствием — хозяин) с молитвой, как на празднике «славы». В Пиринской Македонии в этот же день женщины пекли хлеб (или лепешку) и спешили отнести его в церковь и раздать еще горячим, веря, что если от хлеба идет пар, скот будет целый год здоровым. В некоторых деревнях хлеб раздавали на улице. Каждый, кто брал кусок такого хлеба, подпрыгивал и произносил благопожелание: “Пусть живут и здравствуют хозяева. Пусть будут здоровы волы. Пусть они брыкаются, мычат и не дохнут”. Оставшийся хлеб раздавали скоту. Болгары Фракии пекли два хлеба (“питы”) и клали один поверх другого, затем отламывали от них кусочки для волов и раздавали соседям.

В западной Болгарии также пекли два хлеба, называя их “св. Петка” (св. Параскева Пятница) и “св. Влас”, в восточной Болгарии севернее и южнее Балканского хребта — один хлеб. В западной Болгарии обрядовый хлеб клали на трапезный столик и несли в хлев или загон и там при этом кадили. Хлеб “св. Петка” разламывали и раздавали соседям “за волове здравие”, а хлеб “св. Влас” несли волам и скармливали его вместе с солеными отрубями. Общий большой хлеб — “пирог возчиков” на Власия пекли в Панагюриште, затем его разламывали и раздавали всем встречным. Встречные при этом произносили: “Му-у-у- у!” и слышали в ответ то же подражание воловьему мычанию. В Пловдивском крае день св. Власия называли “Муканцы” или “Муковден” (букв. “день мычания” или “день Мука”), т.к. там также при раздаче хлеба мычат. В России на Вологодчине (Кадников. у.) в день св. Власия пекли караваи ржаного хлеба и освящали их при стечении народа из соседних волостей. Хлеб затем раздавали скоту, а иногда варили пиво и пировали три дня.

Совместная трапеза в день св. Власия совершалась болгарами в нескольких селах Пловдивского края; там люди ходили по селу, мычали и собирали продукты для общего стола и покупки вина. Общее пиршество временами сопровождалось коллективным танцем “хоро”, исполнявшимся, “чтобы танцевали и волы”. В середине XIX века в болгарском селе Перуштица все, у кого был скот, выходили за село на гору Блоневица, зажигали свечи, резали вола, ели и пили сообща. Возвращаясь домой, они бежали что есть духу, мычали, ржали, блеяли и во всем подражали скоту. В тот же день в ряде селений Харьковщины молодки собирались в шинке и пили горилку, “чтобы коровы были ласковыми”, а потом, придя домой, били своих мужей донцами прялок, “чтобы волы были послушными”.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.