Власий

Воловьи бега в день Власия устраивались в болгарском селе Драгойново (к югу от р. Марицы): волов впрягали в гужевые возы, чтобы определить, кто из них прытче и сильнее. В Болгарии в день св. Власия почти повсеместно волов не запрягали. Согласно болгарскому поверью, вол всегда опоясан 9 невидимыми поясами и только на Власия он распоясывается, теряет силу и потому его нельзя запрягать.

Выгон скота на водопой рано утром в день св. Власа совершался в селах Пловдивского края. Крупному скоту на рога нанизывали хлебцы, которые потом раздавали детям.

Принесение воды из колодца рано утром на Власия было обязательно для украинцев, живущих в районе Белгорода и Курска. Воду эту ставили в красном углу, где она стояла 3 дня, а потом ею кропили скот в хлеву и частично выливали назад в колодец, т.к. ее уже “освятил св. Власий”. На “покуть” также клали пряжу, которая, как и вода, в день св. Власия приобретала целебную силу.

Народная этимология связала имя Влас со словом „влас" — “волос, волосок” (южнослав. и церк.- слав.), и словом „влас" (волос), означающим разные виды болезни скота, а иногда и человека, т.к. болезнь „влас (волос)" представляется в народе как едва видимый, тонкий, как волосок, червячок. Чтобы скот не болел этой болезнью, хозяин постился в день св. Власия (Болгария).

Болгары лечили раны от “власа” (“волоса”) у скота и людей присыпанием пепла от сожженных волос, шерсти и щетины, состриженной со скота в день св. Власия. “Влас” лечится также заговором и обрядом, “секущим” эту “воловью болезнь”.

Другая связь — созвучие Влас - ласка — лежит в основе верованья, что св. Влас охраняет от ласки, которая может вредить скоту.

Запреты в день св. Власия на прядение, вязание, шитье соблюдались в Пиринском крае, “чтобы не болел скот и его хозяин, чтобы не появился “влас” в глазах. В Пловдивском крае на Власия нельзя было причесываться, чтобы не завелись “власы” в глазах. В северной Болгарии на Власия не работали не только ради здоровья скота, но и для того, чтобы хлеб на корню не вырастал без колоса.

Икона св. Власия у русских часто висела в хлеву. В день св. Власия к нему обращались с молитвой: Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли - скакали”. А при первом выгоне скота в Иркутской губернии приговаривали: “Угодник Божей Власеи! Не оставь скотину в путе и в дороге, итить безо всякова препятствия. Ключ и замок — крепкие слова”.

Конрад: см. Велес. Дополнено по второму изданию


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.