Еда

ЕДА, трапеза, жратва — прием пищи, имеющий повседневный или праздничный характер. У славян, как и многих других народов, трапеза обставлялась как своеобразный ритуал, жертвоприношение, призванный выявить внутреннюю структуру коллектива и утвердить солидарность его членов перед лицом высших сил.

Пирование
Пирование

Порядок рассаживания вокруг стола у восточных славян выявлял субординацию сотрапезников, отражая наглядную модель половозрастной и социальной стратификации коллектива, причем "верх" и правая сторона, как правило, означали более высокую престижность, а "низ" и левая сторона - более низкую. Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. Женщины, как правило, пожилые, могли занимать почетные места за столом и во время определенных обрядов: кума на крестинах. крестная мать одного из молодых на свадьбе. Следили, чтобы хозяин сидел не в самом углу под иконами. а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога, по белорусской пословице — на куте сядзит альбо поп, альбо дурак. До сих пор можно слышать объяснение, что женщины не садятся в красном углу, так как они "нечистые", т.е. у них бывают месячные.

По сторонам от хозяина садились старшие мужчины, за ними — младшие, на самом нижнем конце стола — женщины, те из них, кому не хватало места за столом, ели "в посудах" на лавке или возле печи. По сообщению середины 19 в. из Белоруссии, женщин потчуют... всегда после мужчин; от лучших кушаний которые готовятся в меньшем количестве, им достаются одни остатки после мужчин, и они ими довольствуются, не вменяя себе этого в обиду. Известен и другой способ рассаживания: с одной стороны — по старшинству мужчины, с другой, напротив них,— женщины.

В 16—17 вв. в русских городах женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее. По сообщению П. Петрея (1610-е гг.), женам не дозволяют мужья и обедать с собой: сами обедают или одни, или с гостями, а жены их особенно в своих покоях, с горничными, и никто из мужчин не может входить туда. кроме мальчиков, назначенных для их прислуги. В конце 17 в. такие порядки еще соблюдались в знатных семьях.

В соответствии с представлением о Боге как "раздателе благ" трапеза организуется таким образом, чтобы представить пищу, подаваемую стряпухой, как дары, исходящие от Бога. В конечном счете трапеза предстает как своеобразный обмен с Богом: за пищу, которая исходит от Господа сотрапезники воздают ему благодарность и выражают свое почтение. Хозяин дома, занимающий место во главе стола, под иконами, распоряжается застольем как бы от имени Бога, который незримо наблюдает за людьми и их отношением к его дарам.

Согласно верованию, широко представленному и в восточнославянском фольклоре, и в письменной традиции, при еде присутствуют добрые и злые духиангелы и черти. Праведное, христианское поведение вызывает благословение ангелов; греховное, языческое — прогоняет их от стола, радует чертей и побуждает их вмешаться в трапезу. Близким присутствием нечистой силы объясняются многие правила народного застольного этикета. Нельзя стучать ложками, от этого "лукавый радуется" и скликаются на обед «злыдни». Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол. а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила, По наблюдениям П. Петрея. русские привыкли часто креститься и не возьмут в рот никакого кушанья или напитка, не перекрестившись сперва, Думая, что тогда кушанье и питье благословлены и охранены от всякой ворожбы.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.