Решето

Решето, сито - предметы домашней утвари, воплощающие идею достатка и плодородия и связанные с мотивами дождя, неба и солнца, Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в народной медицине играют роль оберега и роль оракула — в гаданиях.

В южнославянских традициях многократно обыгрывается связь названия сита со словами, обозначающими «сытость»; ср. болгарское благопожелание: Дайте ситото, да е сита годината, т.е. «Дайте сито, чтобы был сытый год». В Болгарии при первом кормлении ребенка грудью повитуха держала над матерью Сито с кусочком хлеба, чтобы дитя всегда было сыто. Аналогичным образом в Сербии клали первый хлеб в Сито, чтобы была «сита година».

Одно из наиболее устойчивых и архаических значений РЕШЕТА основано на то уподоблении небесному своду, ср. русскую загадку Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля). По поверью Житомирского уезда, радуга тянет воду из моря на небо; на небе устроено как бы РЕШЕТО, но оно всегда задвинуто: когда радуга натянет воды, оно отодвигается и идет дождь. Белорусы Слуцкого уезда полагали, что вода просеивается через облака, как сквозь сито; иногда облака продерутся, и тогда дождь польет как из ведра. Поверье о том что туча пропускает воду через свои поры, как через РЕШЕТО, отмечалось также у украинцев Подольской губернии, в Прикарпатье, Болгарии и имеет параллели у других народов мира. В связи с этим у восточных и южных славян лили воду через РЕШЕТО, чтобы вызвать дождь, а в Гомельской области, наоборот, переворачивали РЕШЕТО, стремясь остановить дождь.

В Брестской области во время засухи вдова зачерпывала из какой - нибудь канавы или лужи на поле или рядом с ним воду решетом и несла ее в реку: чтобы вода не пролилась, в РЕШЕТО постилали клеенку или замазывали его глиной. В народной медицине вода, пропущенная через РЕШЕТО или через сеть, могла заменять собой дождевую воду. В Витебской губернии считали, что если беременная подвергалась опасности, ее нужно три раза напоить дождевой водой или водой, пролитой через РЕШЕТО или сеть.

Воду, пролитую через РЕШЕТО, наделяли целебными свойствами и использовали в народной медицине. В Полесье с лечебными или профилактическими целями поливали водой через РЕШЕТО ребенка или домашних животных: брызгали через РЕШЕТО воду на корову и теленка после отела; от испуга обмывали ребенка водой, пропущенной предварительно через перевернутое РЕШЕТО, и давали ребенку попить ее; трижды обходили больную корову, поливая вокруг нее водой через РЕШЕТО; при эпидемии или эпизоотии таким же способом поливали улицу. В Вологодской губернии в Великий четверг брызгали через РЕШЕТО воду на овец, чтобы в заборах дыры казались им меньше. В Курской губернии при детской болезни «сушец» сажали на окно под РЕШЕТО кошку и над РЕШЕТОМ купали ребенка; считалось, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же останется в живых.

Мотив ношения воды РЕШЕТЕ известен в сказках и песнях. С особой устойчивостью он встречается в сказке о мачехе, ее дочери и падчерице. В сказке из Тульской губернии мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к Бабе Яге: Баба Яга дала ей РЕШЕТО, да и говорит: ступай топи баню и воду этим РЕШЕТОМ таскай. Она затопила баню, стала воду таскать РЕШЕТОМ. А сорока прилетела: чики-чики, девица — глинкой, глинкой! Она замазала глинкой, насилу натаскала. Когда Баба Яга дает то же задание мачехиной дочери, та прогоняет птичку, которая хотела дать ей добрый совет. Верование в то, что в награду за целомудрие дается чудесная способность носить воду РЕШЕТЕ, известно не только в Европе, но и в Индии и является большой индоевропейской древностью.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.