Решето

Ношение воды решетом и литье воды через него известны не только как фольклорные мотивы, но и как ритуальные действия. Так, например, в Полесье утром после свадьбы молодую в шутку посылали принести воду решетом; на свадьбе лили воду через решето на землю, «чтобы все велося, родилося». В Вятской обл. с помощью решета унимали тоску; для этого лили воду через решето со словами: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, рабы Божьей (имя), по рабу Божьему (имя) тоска не держалась».

В сказке из Могилеаской губернии падчерица по воле мачехи моется с чертом в бане; когда кончилась вода, девушка послала черта наносить ее РЕШЕТОМ: Чорт пабег, узяу РЕШЕТО: насiу, насiу — пакуль прибяжиць, толькi каплець. В польских сказках к девушке, которая по повелению мачехи прядет ночью, является дьявол, и она, чтобы выиграть время до пения петухов, дает ему разные задания, в частности, просит наносить воды РЕШЕТОМ. В русской сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать РЕШЕТОМ воды в городские бани.

Мотивы, связанные с РЕШЕТОМ, обыгрываются в шуточной песне, известной на Украине и в Белоруссии: Братичек, милы мой, / Горить на горы дом твой, / Стали го хлопчыки гасити, / Рэшатами водыцю носити, / Стильки у хлопчыках правдыци, / Скильки у рэшатах водыци, / Стильки хлопчыкам боличок, / Скильки у рэшатах дирочёк (Ратновский район Волынской области).

В севернорусских причитаниях при описании гроба -— посмертного жилища — упоминается о том, что в него «решетом свету наношено». Этот мотив возводится к легенде, известной в русских и украинских пересказах: когда люди построили первый дом, они забыли проделать в нем окна и пытались, выйдя на улицу с РЕШЕТОМ, поймать в него солнечный свет и наносить его в жилище.

У всех славян известно гадание с решетом о воре: подвешивают решето на ножницах или на веревочке и произносят имена подозреваемых; считается, что оно начнет поворачиваться тогда, когда произнесут имя преступника.

Сито и решето фигурируют во многих пословицах и фразеологизмах. У всех славян об опытном человеке говорили, что он прошел сквозь сито и решето; о различном отношении к новым и старым вещам — новое ситце на колку нависится, а старое и под лавкой наваляется; о бессмысленном времяпрепровождении — «носить воду решетом» и т.д.

Топорков А.Л. Почему «решетом свету наношено»? // Русская речь. 1985. № 1. С. 121—123;

его же: Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения 19 — начала 20 в. М., 1990. Вып. 2. С. 67— 135.

Stojkovic M. Sito i reseto u narodnom vjerovanju // Zbornik za narodni zivot i obicaje juznih slavena. 1929. Knj. 27. S. 43- -53;

Цивьян Т.В. Об одном образе румынского мифологического словаря // Philologia slavica . M ., 1993. С. 220-225.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.