Поцелуй

Поцелуй — характерная форма этикетного и ритуального поведения восточных славян. Марта Вильмот писала из России в 1803 г., что привычка русских немилосердно румяниться не кажется ей такой странной, как неприятное обыкновение целоваться в обе щеки. Я. Рейтенфельс (1670-е гг.) отмечал, чти, желая оказать друг другу взаимную дружескую любовь, русские «целуют друг друга в голову или же прижимают, обнявшись руками, друг друга к груди». Как отмечал француз Жак Маржерет, русские «целуются <...> всегда, ибо у них это нечто вроде приветствия, как среди мужчин, так и среди женщин — поцеловаться, прощаясь друг с другом или встречаясь после долгой разлуки».

Само происхождение корня «цел-» свидетельствует о том, что ПОЦЕЛУЙ несет пожелание быть целым, цельным, здоровым (Конрад: Оно бы здорово, но вот украинскую форму "Челомкаться" никак к целостности не привяжешь. Зато прекрасно видно описание ритуала: коснуться губами ЧЕЛА, в данном случае, лба. Это, конечно, не единственный вид поцелуя :), но самый обычный из бытовых). ПОЦЕЛУЙ мог сопровождаться пожеланием здоровья и сам в скрытом виде содержал такое пожелание. Например, белорусские женщины после наклонения головы и приветствия «здоровинька!» целовались между собою в уста. В Калужской губернии одно из средств от падежа скота заключалось в том, что животных целовали в лоб.

ПОЦЕЛУЙ устанавливал между людьми взаимную симпатию. В Подольской губернии, если будущая мать говорила до родов, что она отдаст ребенка, что он ей обуза и т. п., то ее заставляли поцеловать новорожденного; считалось, что после этого она уже не сможет не любить его. В Закарпатье по возвращении с венчания молодая целовала под сердце свекровь, а свекровь — молодую, чтобы они жили в любви друг к другу.

С ПОЦЕЛУЕМ передавалась и сексуальная энергия, стимулировалось плодородие и усиленный рост. На Брянщине во время первого выгона скота женщины целовали пастуха, чтобы коровы «гуляли».

ПОЦЕЛУЙ — обычный способ выражения приязни гостю. Поцелуйный обряд в России в 16—17 вв. представлял собой сложное действо, включавшее взаимный обмен поклонами и питье вина «друг к другу». По словам Олеария, поцелуйный обряд — величайший знак почета и дружбы, оказываемый русскими гостю. После угощения хозяин велит своей жене, пышно одетой, выйти к гостю и, пригубив чарку водки, собственноручно подать ему. Иногда гостю в знак особого расположения разрешается поцеловать хозяйку в уста. Павел Алеппский сообщает, что русские, угощая гостя, «приводят к нему свою жену, чтобы он и все присутствующие поцеловали ее в уста, причем муж ее спокойно смотрит на это, и никто не может ее не поцеловать, а то выгонят из дому».

Церковный ритуал «святого целования», совершаемый в пасхальную утреню, давно вошел в быт и воспринимался как общенародный обычай. В 17 в. приветствовать друг друга ПОЦЕЛУЕМ полагалось не только в пасхальное воскресенье, но и в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Обычай пасхального целования («христосоваться») имел всесословный характер и утверждал равенство людей перед лицом всечеловеческой радости — воскресения Христа.

У славян (как и многих других народов) было широко известно целование сакральных объектов: икон, креста, земли и др., что часто сопровождалось произнесением клятвы или присяги. Обряд крестного целования применялся в Древней Руси и в частном быту. и в дипломатической практике. По сообщению Дж. Флетчера (1588 г.), давая присягу при решении какого-нибудь спорного дела, русские «клянутся крестом и целуют подножие его, как бы считая его самим Богом, имя которого и должно быть употребляемо при этом судебном доказательстве». К крестному целованию можно было привести насильно, и это не лишало обязательности выполнения клятвы.

Характерна для восточных славян и клятва землей, при которой землю ели или целовали. Целование пола при поклонах в церкви также осмыслялось порой как обрядовый акт, обращенный к матери-земле. В Житомирской области при ежедневной молитве Богу целовали землю со словами: «Зимля, мати наша, помилуй нас!»


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *