Перун

Перун
Перун

Перун, Перуновабог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 г, кн. Игорь – 945 г., кн.Святослав – 971 г.). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова – в "Mater Verborum", Пероун – в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века).

Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в “Густинской летописи”: Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху,а также в поучении “О идолах Владимировых”: Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен 1. Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем.

Поминается Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар". Отметим, что среди “татар”хана Мамая было значительное количество этнических русских и предков казаков, не желающих отложиться от Орды, которая являлась неплохой охранной силой по защите рубежей от западной военной и католической экспансии, а не только “сборщиком дани”. Кстати, и тридцать лет спустя в знаменитом Грюнвальдском сражении наравне со смоленскими полками против тевтонцев выступали татаро-монгольские отряды. Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких несомненно знал еще тогда – Мокоса и Перуна. Надо признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда - союзника другого хана, Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и не только крещеные. Разорение преемником Мамая Москвы в 1382 году заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и подать битву на Куликовом поле с явно религиозным оттенком в интересах православной церкви.

Перунов деньЧетверг. Его металл – олово, его камень – белемнит (чертов палец - перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дереводуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом,владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом –кельтов.

  1. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества...[]

Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.