Жертва

Жертва, жертвоприношение — в дохристианской традиции один из главных религиозных обрядов. Религиозным культом руководили жрецы (ср. Волхвы), название которых в русском языке родственно слову “жертва”. В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа. Так, арабский автор Ибн-Фадлан описывал в начале 10 в. похороны знатного руса, на которых приносили в ЖЕРТВУ кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу. О принесении в ЖЕРТВУ наложницы или вдовы на похоронах мужа у русов и славян сообщают и другие средневековые авторы. Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв. Людей, согласно средневековым русским источникам (К: ПВЛ), приносили в ЖЕРТВУ Перуну в Киеве: в 983г. жребий, указывающий на ЖЕРТВУ, пал на сына варяга - христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками. Так же по жребию приносили в ЖЕРТВУ христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припекале и другим богам. Немецкий хронист Гельмольд рассказывал о мученической смерти епископа Иоанна в земле балтийских славян в 1066 г.: захваченного в плен епископа язычники водили по своим городам, избивая его и издеваясь над ним, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же, воткнув на копье, принесли в жертву богу Редегасту (см. Сварог) в своем культовом центре Ретре.

Ритуальное расчленение ЖЕРТВЫ — характерный обряд, символика которого связана, в частности, с актом сотворения мира: ср. мотив русского стиха о Голубиной книге, где из тела первосущества (Бога, Адама) творится весь мир — солнце из лица Божьего, месяц — от груди, сословия — из частей тела Адама и т.д.

Космогоническому акту близка по символике и строительная ЖЕРТВА, необходимая для успешного завершения строительства дома, крепости, города и т. п. В сербской балладе о строительстве Скадра три брата строят крепость, но ее все время разрушает вила; необходима строительная жертва — близнецы, брат и сестра с одинаковыми именами; посланные за ними не находят близнецов, и вила требует в ЖЕРТВУ жену одного из братьев - строителей: ту замуровывают в башню, оставив лишь отверстие, чтобы она могла кормить грудью младенца - сына.

Обычно в качестве строительной ЖЕРТВЫ использовали череп лошади, который закладывали под фундамент дома (находки таких черепов известны в средневековом Новгороде), а также петуха и курицу, которых резали при строительстве жилища: ср. также “конька” или “курицу” — названия конструктивных деталей крыши традиционной русской избы. При этом сам дом представляется в славянской традиции антропоморфным (ср. Антропоморфизм): ср. “лицо” как обозначение фасада, “окно” (око) и т. д. Человек, конь и птица воплощали в традиционной картине мира образ мирового дерева, центра мира и космической оси: на ЖЕРТВЕ, принесенной у основания (корней) мирового дерева, стоит весь мир. Ср. мотивы апокрифов об Адаме, погребенном на Голгофе: из его головы вырастает кипарисовое дерево, из того, в свою очередь, делают крестное дерево, на кресте приносится искупительная жертва Христа.

Дерево, особенно почитаемое и стоящее у воды (источника), — обычное место для жертвоприношении: уже в 10 в. византийский император Константин Багрянородный описывал жертвоприношения руси на острове св. Григория (Хортица) в устье Днепра, где рос огромный дуб, — вокруг дуба втыкали стрелы и приносили в ЖЕРТВУ петухов, кусочки хлеба, мясо и т.п. Эти жертвы приносились русью ради успешного плавания по пути из варяг в греки. Под деревом дружка рубил голову петуху во время свадьбы у чехов. Жертвенной кровью петуха он окроплял присутствующих (традиционная ЖЕРТВА и ритуальное блюдо на свадьбе всех славян). В Болгарии на Юрьев день приносили в ЖЕРТВУ св. Георгию — покровителю скота первого родившегося в отаре ягненка, которого закалывали под фруктовым деревом или в наиболее священных частях жилища - у очага восточной стены. Для жертвоприношения выбирали, как правило, белого ягненка, на голову которого надевали венок, на правом рожке закрепляли свечу, старший в доме мужчина окуривал ЖЕРТВУ ладаном и закалывал: кровью мазали лбы детям чтобы они были здоровы, кровь использовали в качестве лекарства и т.п. Мясо ЖЕРТВЫ съедали на общей трапезе, кости зарывали в муравейник, чтобы овцы плодились, как муравьи. Сходные обряды существовали и у других южных славян.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *