Перун

Слово Перун производят от корня пар-пь (е) р-и суффикса ун и сопоставляют с греческим (гром, молния, громовой удар), а также с прозванием индийского божества Индры-Parjanya-Parganya (молниеносная туча от корни prg (prc) разсекать, окроплять, прыскать. Литовский глагол perieti (наст. вр. periu) означает: производить посредством теплоты, высиживать, рождать, творить. Слово это стоит в родстве с лат. pario и русским областным парить, высиживать яйца; парунья-наседка. В санскрите корень par сохранился в двух производных словах: partr-хранитель и paru-солнце, огонь, теплота; рус. – пар, парить (о томительном знойном воздухе перед грозою), преть; парунь-жара, зной.

Полагают, что от этого корня произошло две формы: одна действительная Пер-ун, т. е. производитель, творец; другая страдательная – парень, т. е. произведённый, рождённый, сын. Акад. Корш нашего Перуна сближает с албанским именем божества перынди, т. е. говоря по – латыни, Perunus deus. “Литовское Prcunas, очевидно, родственное албанскому (и, вероятно, ещё иллирскому) и русскому имени этого бога, но фонетически не соединимое ни с тем, ни с другим, должно объясняться народной этимологией. – О славянском происхождении имени Перун теперь не может быть речи”, говорит Корш. Корш не говорил, каким образом из Албании Перун попал на Русь и оказался зарегистрированным нашей Начальной летописью в числе русских богов.

Память о Перуне осталась в языке у славян. По белорусскому преданию, Перун в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук. В Псковской губернии и Белоруссии и теперь ещё слышатся клятвы “Сбей тебя Перун”, “Коб цябе Перун узяв”, или “треснув”. По белорусскому преданию Перун разъезжает по небу в огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы – молнии. В других местностях эти действия приписываются Илье – пророку. Очевидно, Илья пророк смешивается с языческим Перуном. В одном причитании Илья изображается распорядителем грозовых сил природы и прямо называется “громовым”. Иногда слова – гром и Перун являются синонимами:”Перун стрела в тебя”, говорят словаки; а чехи эту мысль выражают так: “Гром в тебя”. Слово Перун в современной живой речи нам не приходилось слышать. Но слово переть – употребляется и в настоящее время. По современному слово – употреблению переть – значит: 1) медленно надвигаться, лезть, напирать (куда лезешь, куда прёшь?); 2)грубо обладать, оплодотворять, спаривать, спариваться, оттуда пара – двое, пар – теплота; 3) мыть, стирать, собственно колотить бельё на реке вальком; в Смоленской губернии существует слово пральник; в Харьковской – пранык – валек. От глагола переть происходит слово пар – испарение; в жаркий день от сырой земли заметно для глаза струится пар, испарение; пар в бане от обливания водой горячей каменки (“поддай пару”). Словом “ пареня “ в Смоленской губернии называют поле, на которое вывезён навоз, чтобы он, перепрев, удобрил ниву. Глагол парить – означает подвергать одновременно теплу и влаге (оттуда подопревать), парить, париться в бане веником; спаривать животных. По литовский ka paperieje? – кого она родила?. По древни славянский перу – я ударяю; Перун, следственно тот, кто ударяет. Принимая во внимание вышеизложенное, можно признать, что в Перуне олицетворялась быстро надвигающаяся на землю грозовая туча, несущая дождь и оплодотворяющая землю. Известно, сто урожай у нас зависит от количества дождя, выпадающего весною и летом. Чем больше тёплых дождей, от действия которых земля парится, т. е. делается сырой и влажной, тем лучше и урожай. Но туча несёт с собой не один дождь: из неё вьётся ослепительная, нередко разящая молния; туча издаёт устрашающий и таинственный гром. Случаи пожаров и смерти от молнии не редки. И потому Перун был божеством не только благодетельным, но и грозным. Не даром Новгородский Перун держал в руках палицу. В договорах русских с греками, русские клялись Перуном и оружием; Перун, следовательно, был богом войны. Грозовая туча с дождём и молнией – предмет конкретный, не требующий абстрактного напряжения мысли; а потому Перуна легко было представить в конкретных формах. Скульптурное (из дерева) изображение Перуна, вместе с изображением Велеса, бога стад принадлежало к древнейшим; и поклонение этим богам было наиболее распространено, что видно из договоров русских с греками. Итак, Перун олицетворял собою гром и молнию, вообще тучу; к нему, как к Зевсу, наиболее идут эпитеты – туче гонитель и громовержец. Не даром в древнеславянском переводе греческого сказания об Александре Македонском вместо Зевса поставлен Перун.


Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.