Пата Кабуся

В селах на границе Самарской и Ульяновской областей есть легенды о таком огненном змее, которого местные жители зовут Пата-Кабуся (в пер. с чувашского что-то вроде «огненная башка»). На закате советской власти какой-то советский учёный-собиратель фольклора выпустил об этом книгу.

пата кабуся
пата кабуся

По легенде, Пата-Кабуся живет в единственном на территории Самарской области реликтовом болоте возле села Старая Рачейка (Сызранский район). Само это болото является краем большой аномальной зоны в Сызранском районе протяженностью до 30 км. Начинается возле с. Троицкое (его называли — «деревня колдунов«) — «сызранский кратер», гора «Чертов палец», «синий лес» — в лесу полосой в направлении Ст.Рачейки рассыпано большое количество камней, многие большого размера.

В районе самой Ст.Рачейки до с. Смолькино находится реликтовая «рачейская тайга» — сосны огромного размера в несколько обхватов, есть несвойственные нашему климату деревья. Везде таблички — «охраняется государством» (такие же вокруг самого болота). Между с. Смолькино и п. Дружба находятся «рачейские скалы». Там есть вертикальные пещеры с эффектом сомати-пещер у Мулдашева. При попытке проникнуть туда человек испытывает необъяснимый страх, переходящий в ужас.

Представитель Самарской историко-экологической ассоциации «Поволжье» этнограф Кирилл Серебренитский, работая с местным населением, выяснил, что почти все, кто из них хоть раз побывал ночью на этих болотах, видели блуждающие огни — летучую нечисть. Они называют ее Пата-Кабуся. Или другое звучание, более древнее, — Патавка-бусь — «летучая голова», «птица-голова». Позднее, вернувшись в Самару, Кирилл Серебренитский проконсультировался с чебоксарскими этнографами и выяснил, что «патавка» в современном чувашском языке совершенно нераспространенное и непонятное слово. Наиболее близкое ему «пудовка» — старинное пудовое ведро. Тогда Пата-Кабуся — «летучая голова» в форме пудового ведра.

По древним поверьям, живет Пата-Кабуся в большом моховом болоте — странным образом сохранившемся реликте давно минувшей ледниковой эпохи. Если в деревне кто-то умирает насильственной смертью и его хоронят согласно определенного обряда, может прилететь Пата-Кабуся. Огненный сноп летит в виде змея, голова толстая и к хвосту все тоньше и летит прямо в деревню… Там он якобы экзальтирует мертвеца, а затем, поводив по окрестностям, уводит его на свое болото. Больше его (умершего) никто не видит. Зачем он это делает, местные не знают…

Существует представление, что мертвецы нужны Пата-Кабусе для какой-то загадочной битвы с неким Врагом в конце Времен.

Впрочем, если об этом враге никто ничего и не знает, то огоньки на болотах видели очень многие, поэтому древняя чувашская легенда живет в окрестных деревнях по сей день. Экспедиция И. Вавловича и К. Серебреницкого в 1984 году в Куйбышевской области после консультаций с местными старожилами обнаружила на болоте странную пещеру, своеобразный отвесный колодец, "место обитания этого Огненного змея". Проникнуть в пещеру глубже 3 метров без специального спелеологического оборудования не удалось.

Ученые пробовали исследовать это болото. Психологически они ощущали некий угрюмый, пагубный, безжалостный дух, что царил в этих местах. Старожилы еще помнят, что совсем недавно в этих краях жили «говорящие» со змеями.

Тут необходимо небольшое отступление: Согласно поверьям жителей Севера нашей страны — летающие огненные шары есть вид колдовской порчи. Такие шары, переливающиеся всеми цветами радуги, колдуны «спускают на определенную букву», то есть насылают на человека, имя которого начинается «с выбранной ими буквы». Рассыпавшись о свою жертву, шары вызывают опасные заболевания

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.