Граница — в народных представлениях пространственный рубеж, разделяющий «свой» и «чужой» мир (ср. Свой — чужой). Это может быть межа, тын или забор, ворота, порог, окно, река и т.д. В охранительных обрядах (ср. опахивание, обходы, обегание, осыпание, опоясывание и т.п.) существенна замкнутость Границы, призванной защитить от демонов, от мора, града, пожара и др. бедствий. Замкнутая Граница присуща освященным местам — пространству внутри церковной ограды, кладбищу и т.п., куда не допускается нечистое (например, заложные покойники погребаются за Границей кладбища).
Установление Границы (межи) в поле нередко совершалось путем особого ритуала: русские Ярославской губ., определяя Граница, вырезали из дерна крест и несли его на голове, а в Вологодской губ. брали «кочку» земли и клялись: «Пущай эта земля задавит меня, если я пойду неладно!»; иногда землю брали в рот или клали на спину. Южные славяне часто в подобных случаях приводили на межу детей и клялись их здоровьем. Нарушение Границы считалось великим грехом и влекло за собой суровое наказание (виновник будет тяжело умирать, его тело не будет разлагаться в могиле, он будет носить на «том свете» на себе землю с межи и т.п.); сурово наказывалось также неправильное проведение Границы.
Пограничные знаки (межевой камень, крест, дерево, ров и др.) считались неприкосновенными, их нельзя было даже задеть рукой или косой, вокруг них всегда оставляли островок целинной земли. Сербы полагали, что удар косой о межевой камень «будет слышен до самого неба». По поверьям, на Границе обитали разные мифологические персонажи: кашубы считали, что это «страшки», пугающие и сбивающие с пути прохожих; лужичане — что это души захватчиков чужой земли, клятвопреступников; полешуки — что оттуда по ночам вылезают «ходячие покойники» и т.п. Эти души часто кричат: «Здесь граница! Здесь настоящая граница!»
На Границы часто совершали магические ритуалы: македонцы добывали живой огонь, лечили детей; полешуки вешали на Границе на ветке березы убитую лягушек, чтобы вызвать дождь; украинцы на Буковине закапывали на меже с той же целью тряпичную куклу и голосили по ней; лужицкие сербы на Границе отлучали от груди ребенка, рвали на Границе траву и кормили ею коров, оставляли на Границе погребальные носилки и солому, на которые ставили гроб; кашубы, когда везли гроб с умершим на кладбище, подъехав к Границе останавливались и переворачивали покойника затылком кверху, «чтобы он не возвращался». На Границу отсылались болезни разными магическими способами: выбрасывали туда лоскут, которым обтирали больного лихорадкой; закапывали рубашечку больного ребенка. На Границе часто исполнялись заговоры, обычно на утренней или вечерней заре (временная Граница дня и ночи).
Граница между «тем» и этим светом — река или вообще вода. Болгары верили, что душа покойника попадает на «тот свет» перелетая через большую и глубокую реку. Русские в Череповецком крае называли такую реку забыть-река, т.к. умерший, перейдя ее на 40-й день, забывал все, что с ним было на этом свете. Через эту реку не может перейти нечистая сила: по кашубским поверьям, если кони, на которых везут гроб, встанут на дыбы перед рекой между двумя селами то в гробу лежит колдун, упырь; чтобы ехать дальше, надо взять земли из вырытой могилы и перебросить ее через гроб и коней. Через такую реку нельзя, по представлениям сербов, переносить яйца предназначенные для наседки, т.к. из них не вылупятся цыплята.
Невидимая Граница очерчивает расстояние на которое распространяется звук (крик, шум) или свет, куда достигает брошенный камень. Эта Граница защищает людей от нечистой силы, волков, змей, от града. Сербы считали, что, когда человек весной в первый раз увидит змею, он должен громко назвать самого себя по имени и тогда весь год змеи не будут к нему приближаться ближе того расстояния, на котором слышится голос. Того же можно было достичь, бросив через голову камень и сказав: «Насколько я заброшу этот камень, настолько не видеть мне змей, ящериц и другой нечисти в году!» В Галиции хозяин нагим трижды обегал хату со звонком и повторял: «Як далеко чути сего дзвинка, аби так звирка за далеко ни сьмила приступити до мей худоби». На Вологодчине в Великий четверг ходили в лес, стучали в сковороды, звонили в колокольчики и кричали: «Волки, медведи, из слуха вон; зайцы, лисы к нам в огород!» В Болгарии и Македонии во многих местах на масленицу, в Юрьев день, Иванов день жгли костры, полагая, что там, куда распространяется свет от огня, не будет бить град.
Способом создания невидимой и непреодолимой для нечистой силы Границы было очерчивание себя кругом с крестным знамением и молитвой или с матерной бранью, словами типа чур и т.п.
Временная Граница как в пределах суток (полночь, полдень, утренняя и вечерняя заря), так и в пределах года (между летом и зимой, между концом и началом года и т.п.) также воспринималась как опасная и «нечистая», принадлежащая демоническим силам (ср. активизацию нечистой силы в святки, в дни летнего солнцестояния, в полночь и др.).
Добавить комментарий