Мокошь (Макошь)

Мокош рядом с вилами упоминается в Синод. Рук. No. 954 и в Слове Златоуста, в слове Христолюбца; Макош или Мокош упоминается в Рук. Рум. Муз. Собр. Пискарёва No. 153, 98 л. и Синопсисе.

Имя это вероятно заимствовано откуда то, но нельзя указать источник заимствований. Прейс считал Мокошь Астартою; другие считают её богиней ветров и воды. Е. Барсов полагает, что Мокошь — богиня, покровительница овцеводства, пряжи, шерсти — вообще бабьего хозяйства. Треба ей заключалась в том, что при стрижке овец в ножницы кладут на ночь по клоку шерсти. Когда не остриженные овцы вытирают шерсть, то говорят: «Ой, Мокуша остригла овец».

После всех толкований слово Мокош остаётся тёмным и необъяснимым. — Если отождествить Мокош с Мокушь, то в 16 столетье этим именем называли знахарку. В одном худом номоканунце 16 века духовник спрашивает женщину: «Не ходила еси к Мокуше»?. Чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. По мнению Шеппинга, в христианский период это верование перенесено на прор. Илью, которого называют мокрым.

Возможно, что Мокошь заимствована нашими предками от финнов: Мокша правых приток Оки, где ещё не так давно обитали финны. Выскажем нашу личную догадку относительно Мокоши. В слове Златоуста обличаются те, которые «начаша жрети…. вилам и мокоши, оупирем и берегыням». Вилы — это русалки, души умерших женщин; берегини, вероятно, то же самое; упыри, — несомненно, покойники. Очень возможно, что и Мокошь, упоминаемая среди названий умерших, также дух умершего, скорее обитавшего в воде, чем на суше. — О культе мёртвых смотрите ниже.


Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *