Макошь

Макошь, Мокошь — в восточнославянской мифологии богиня. МАКОШЬ — единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холила рядом с кумирами Перуна и других божеств после первой реформы Владимира Крестителя. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» под 980 г. МАКОШЬ замыкает список, начинающийся с Перуна. Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них МАКОШЬ, при сохранении её противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место. Память о МАКОШИ на Украине сохранялась до сер. 19 в. По данным северорусской этнографии, МАКОШЬ представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Мокоша опрядет».

Непосредственным продолжением образа МАКОШИ после принятия православия стала Параскева Пятница. Пятницу в украинских ритуалах 19 в. представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель; название этого обряда — «мокрида», как и имя МАКОШЬ, связано с корнем «мокрый», «мокнуть» (вместе с тем возможна и связь с *mokos, «прядение»). Ср. также русскую Среду, Середу — женский мифологический персонаж, связанный, как и Пятница, с нечетом, женским (враждебным) началом: считалось, что Среда помогала ткать и белить холсты, наказывала тех, кто работал в среду.

На общеславянский характер Макоши указывает словенская сказка о колдунье Мокошке, зап.-слав. топонимы типа «Мокошкин верх» (ср. положение кумира МАКОШИ на вершине холма) и др. Типологически МАКОШЬ близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира — пряхам, Иранской Ардвисуре Анахите (ср. мать — сыра земля) и т. п. и продолжает древний образ женского божества — жены (или женского соответствия) громовержца Перуна (К:???) в славянской мифологии. Ср. также топонимы соседних урочищ в землях полабских славян, отражающих имена Перуна и Макоши,- Prohn и Muuks, а также сниженные образы Макоши в славянской традиции — мара, Марена и т. п.

Иванов В.В., Топоров В.Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования.1982, М.,1983.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.