Кизил

Кизил (болг. дрян, серб, дрен) — у сербов, болгар и македонцев символ здоровья, силы и молодости. Это обусловлено такими свойствами Кизила, как раннее цветение, крепость древесины и долголетие: ср., например, сербский обычай делать из Кизила посох, который дарят парню на совершеннолетие в знак его возмужания.

Происхождение Кизила относится ко времени первотворения: к спору Бога и дьявола. Согласно болгарской легенде, спустившись с небес на землю, Господь сел отдохнуть на растущий посредине океана Кизил. В водах океана он увидел своё отражение и создал из него дьявола. При разделе всего сущего между Богом и дьяволом последний выбрал Кизила, как рано цветущее растение, ошибочно полагая, что Кизила приносит столь же ранние плоды.
Господь же избрал черешню и в очередной раз обманул дьявола (К: Так кто из них «отец обмана»?:)). Поэтому в отдельных областях Болгарии Кизил считается дьявольским деревом. Появление плодов на Кизиле маркирует в народном календаре начало осенних молодёжных посиделок.

У сербов в Косово послед после родов относили на Кизил, чтобы ребёнок был здоров и чтобы у матери в будущем были дети. В Хомолье пуповину новорождённому перерезали на кусочке кизилового дерева, чтобы ребёнок был здоров, как кизил. В Лесковацкой Мораве в воду, в которой купали новорождённого, клали Кизил, чтобы ребёнок был здоров и развивался. Сербы только что родившегося ягнёнка или телёнка слегка тянули за уши вверх и говорили: «Пусти ореховое, возьми кизиловое».

В Родопах под Новый год хозяйка слегка хлещет скот кизиловой веткой, чтобы он был здоров и плодился в течение года. В Боснии в Юрьев день с помощью кизиловой ветки кропят скот святой водой. Весьма популярным у южных славян стал обычай замешивать маленькие веточки Кизила в рождественские и новогодние хлебы, специально предназначая каждую веточку отдельным породам скота и домашней птицы, а также всем домочадцам и дому в целом. В Лесковацкой Мораве на каждую породу скота клали в новогодние хлебы по веточке, отмечая на ней зарубками количество имеющихся в хозяйстве животных этой породы. При разделе хлеба примечали, кому из домочадцев какая веточка досталась. Считалось, что в течение года каждая порода скота будет расти и развиваться аналогично судьбе того человека, который нашёл эту ветку. По окончании застолья в Новый год эти ветки относили в хлев, конюшню, овчарню и т. п. В Добрудже вечером в канун Нового года разрезали хлеб с запечёнными внутри кизиловыми веточками. Полагали, что человек будет иметь успех в разведении именно той породы скота и домашней птицы, чью веточку он получил в куске новогоднего пирога.

Тот же обычай практиковался и в отношении людей. Например, сербы в Леваче и Темниче клали в новогодний пирог среди прочего и кусочек Кизила: нашедший его, как считалось, будет весь год здоров и удачлив. В Сочельник черногорцы срубали в лесу, помимо бадняка, ещё и вертел из Кизила, чтобы все домочадцы были здоровыми и сильными, как Кизил. На Косовом поле с той же целью в Сочельник после ужина около дома в землю вбивали колышек из Кизила и все члены семьи обвязывали вокруг него свои пояса. В Скопской Котлине в ночь на Юрьев день под подушку клали кусочек Кизила; в Юрьев день качались на ветвях Кизила, а в Груже опоясывались кизиловым прутом.

Кизил употребляли и в пищу: в Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку Кизила, говоря: «Пусть я буду здоров, как кизил!» Чаще же с плодов Кизила начиналась рождественская трапеза: люди причащались, положив в полную чашу с вином кизиловую ветку, съедали перед обедом несколько плодов Кизила.

Человек, который хотел избавиться от сонливости, слабости и лени на весь предстоящий год, увидев в первый раз ранней весной цветущий Кизил, «передавал» ему сон: Когда я вижу зелёный кизил, передаю ему свою летнюю дремоту и лень.

Ср. Пролезание, Вербное воскресенье.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *