Караконджул

Ка­раконд­жул, ка­раконд­жол — святочный демон, связанный с водной стихией, поверья о котором расп­рос­тра­нены у сербов, ма­кедон­цев и болгар, на­ходив­шихся в контакте с турками и греками (см. Святки, Шуликуны). Термин за­имс­тво­ван из гре­чес­ко­го языка через турецкое пос­редс­тво и означает «злой дух».


Ка­раконд­жул по­яв­ля­ет­ся ночью в облике по­луче­лове­ка-полуконя (К: см.Тодорцы) (иногда с крыльями) чёрного цвета или чудовища на белом коне, курицы, собаки, кошки, овцы, верблюда и других животных, а также мужчины или женщины с раз­личны­ми ано­мали­ями (с железными зубами и рогами, с длинными ногтями). Ка­раконд­жул иногда опи­сыва­ет­ся и как невидимая злая сила — ветер или голос. Верят, что Ка­раконд­жу­лы живут семьями и имеют детей.

В про­ис­хожде­нии Ка­раконд­жу­ла от­ме­ча­ет­ся временная при­вязан­ность к святкам: Ка­раконд­жу­лы — это души свиней, заколотых к Рождеству; дети, рождённые или зачатые в период от Рождества до Крещения (их называют ка­раконд­жул­че). Умершие во время святок (особенно дети) также прев­ра­ща­ют­ся в Ка­раконд­жу­лов. Нередко Ка­раконд­жул упо­доб­ля­ет­ся вампируэто покойник, через тело которого до пог­ре­бения пе­реп­рыгну­ла кошка или пе­реле­тела птица. По другим поверьям, Ка­раконд­жу­лами ста­новят­ся по нас­ледс­тву живые люди.

Места обитания Ка­раконд­жу­ла (подводное или подземное царство, заб­ро­шен­ные мельницы, кладбище, глухой лес, ущелья и овраги) указывают на хто­ничес­кий характер этого демона. Ка­раконд­жул нападает на людей и ездит на них верхом или за­мани­ва­ет их к водоёмам, обрывам и урочищам. Ка­раконд­жул душит людей, протыкает их гребнем для чесания льна (который носит на спине), длинными ногтями царапает женщинам лица, пьет кровь, похищает и съедает детей, разносит болезни и лишает людей рассудка.

В доме, куда Ка­раконд­жул проникает через дымоход, он мочится на огонь или в не­зак­ры­тые сосуды с водой. Если моча Ка­раконд­жу­ла попадёт на ребёнка, тот за­боле­ва­ет не­из­ле­чимой болезнью. Ка­раконд­жул заг­ля­дыва­ет в окна, пугает детей и указывает на того члена семьи, которому предстоит умереть в следующем году. Ка­раконд­жул мучает скотину, сплетает хвосты лошадей.

Соб­равшись вместе, Ка­раконд­жу­лы уст­ра­ивают весёлые застолья, празднуют свадьбы, водят хороводы на току. Ка­раконд­жул может раз­го­вари­вать (угрожать расправой или спра­шивать, когда Крещение), под­де­лывать голос и звать человека по имени. Когда Ка­раконд­жул недоволен чем-либо, то пищит в дымоходе, стучит в двери дома и по крыше.

Уберечься от Ка­раконд­жу­ла можно, соблюдая святочные запреты. Как стемнеет, стараются не выходить из дома и не выполнять домашнюю работу (прясть, стирать, белить и др.). От Рождества до Крещения носят с собой в кармане чеснок (детям зашивают его в одежду), за поясом — шерсть, гребень, узелок с хлебом и солью. В святки от Ка­раконд­жу­ла тщательно охраняют дом: затыкают дымоход, запирают двери, на крышу бросают ветки ас­па­рагу­са или ели.Оп­рыски­ва­ют комнаты ос­вя­щён­ной в Игнатов день водой, мажут кресты дёгтем на воротах, в очаг бросают лошадиный череп, старую одежду, серу. Чтобы отвлечь Ка­раконд­жу­ла, дают ему «занятия»: шерсть для чесания или головку под­солну­ха для подсчёта семечек. В кануны святочных празд­ни­ков для Ка­раконд­жу­ла оставляют стол с уго­щени­ями.

Пов­се­мест­но прак­ти­ку­ют­ся особые действия, чтобы ро­див­ший­ся или зачатый в святки ребёнок не прев­ра­тил­ся в Ка­раконд­жу­ла. Такому младенцу из­го­тав­ли­ва­ют обыденную рубашку, опускают его в прорубь, при купании в воду кладут полынь и грязную рубашку, сосульку.

Ка­раконд­жул — частый персонаж фоль­клор­ной прозы; во многом он идентичен черту и другой нечисти. Широко расп­рос­тра­нены былички о Ка­раконд­жу­ле, которые расс­ка­зыва­ют­ся пре­иму­щест­вен­но на святки.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.