Ирий

Ирий, ирье, вырий вырай,, вырей — мифическая страна, находящаяся на теплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи. Первое упоминание об Ирие содержится в Поучении Владимира Мономаха (1096 г.): И сему ся подивуемы, како птица небесныя из ирья идут.

Согласно восточнославянским верованиям, осенью в Ирий улетают птицы, насекомые и уползают змеи, а весной возвращаются оттуда. Украинцы считают, что ключи от Ирия находятся у кукушки,поэтому она первая туда улетает и последняя из птиц возвращается весной, она же несёт на своих крыльях в Ирий уставших птиц; последним туда улетает аист.Бог проклял воробья и лишил его права улетать в Ирий. Все птицы и змеи направляются в Ирий на Воздвижение (14. IX по ст.ст.), на земле остаются только те змеи, которые кого-либо укусили. В Полесье считают, что змеиный Ирий находится под землёй и представляет собой большую яму в лесу.

Русские полагают, что все птицы возвращаются из Ирия в день Сорока мучеников; по украинским верованиям, в этот день прилетает только жаворонок, а ласточка вылетает из Ирия в день архангела Гавриила (26.III по ст.ст.). Украинцы различают птичий и змеиный Ирий.

Словом вырей, ирей у русских и белорусов могут называться сами перелётные птицы (ср. рус. тверское вырей — «жаворонок»), стаи птиц, улетающих на зиму или возвращающихся весной, а также стаи змей, которые, как полагают, под предводительством своего царя идут на зимнюю спячку.

Понимание Ирия как «того света», куда попадают души умерших, тесно связано с мотивом зимовки там птиц и змей, которые, согласно славянским верованиям, являются воплощением душ умерших. В одном из белорусских причитаний по отцу говорится: «все пташечки в вырай полетели, и ты вслед за ними».

Змеи ползут в Ирий по деревьям, что поддерживается представлением о дереве, связующем этот и тот мир. Наиболее архаичным можно считать представление, согласно которому путь в Ирий пролегает через воду, в частности через омут или водоворот (ср. взгляд на воду как на один из путей в потусторонний мир). Это представление подтверждается восточнославянскими поверьями о том, что на зиму ласточки и другие мелкие птицы прячутся в колодцы, омуты, водовороты, прибрежные травы и т. д. В Гродненской обл. сохранилось верование, что птицы осенью сбиваются в большой шар и опускаются в море. Это согласуется с представлениями о том, что Ирий находится в воде, море, что там существуют теплые колодцы.

Связь Ирия с водой и водоворотом подтверждается объяснением первоначального смысла слов ирий, ирей, вырей. Согласно одной из гипотез, это слово со значением «мифический край, где зимуют перелётные птицы» восходит к индоевропейскому корню *iur — «водоем, море». Толкование Ирия как страны, находящейся за морем, согласуется с народными представлениями о загробном мире, путь в который лежит через водную преграду.

Безлай Ф. Немецкое Himmelreich и славянское * irijь, vyrijь // Советское славяноведение. 1976. № 5. С. 65–67.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.