Воробей

Воробей — птица, которой в народных представлениях присуща брачная символика, символика ловкости и проворства и мотив воровства. В обрядовой практике известны разнообразные обереги посевов, которым Воробьи наносят вред.

Воробей
Воробей

Согласно народным легендам, Воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал “терпи, терпи!” или “жив-жив!”, призывая продолжать мучить распятого Христа. За это Господь проклял Воробья и запретил употреблять его мясо в пищу, а истреблять Воробьев с тех пор не считается грехом. В наказание Воробей стал серым и маленьким и имеет на лапках невидимые путы или оковы, отчего он не ходит, а скачет.

Согласно другой легенде, птицы заковали ему лапки в кандалы за воровство или связали их в наказание за провинность во время выборов птичьего царя. Облик Воробья (так же как и ворона, вороны, грача, галки, сороки) может принимать злой дух, приносящий своему хозяину деньги. С Воробьем связаны плохие приметы: пролетевший с чириканьем над головой путника Воробей сулит неудачу, влетевший в окно — большую беду или покойника.

У южных славян существовал обычай разговляться на Рождество печеными или вялеными Воробьями. Разговлялись ими чаще всего для приобретения воробьиной легкости, живости и проворства в новом году. Иногда перед тем как съесть Воробья, прикасались им к рогатому скоту, чтобы и скот. и те, кто это делает, были такими же легкими и проворными, как Воробей. Мотив печеного Воробья встречается в хорватских и украинских шуточных и свадебных песнях. Связь с южнославянским обычаем печь Воробьев прослеживается в обычаях, существующих в западных районах Украины и Белоруссии, где под Новый год ловили Воробьев и пекли и варили их, сжигали, бросали живьем в печь, грозили припечь Воробью клюв. Делали это с разной целью, чаще всего для того, чтобы летом Воробьи не ели в поле жита, конопли и т.п.

Девушки под Новый год гадали о замужестве, бросая Воробья в печь: если он вылетит из огня, то и девушка “вылетит” из хаты. Чтобы поймать Воробья, нужно знать такую минуту в новогоднюю ночь, когда Воробьи глухи и слепы, а узнать ее можно, если тайком подслушать разговор скота в эту ночь, зарывшись в хлевном навозе. В пародийном виде мотив ловли Воробьев отражен в польской забаве “нагонять воробьев” в новогоднюю ночь: желая подшутить над каким-нибудь простаком, ставили его с мешком в руках под крышу и обещали нагонять сверху Воробьев. Вместо этого, его с крыши обливали водой.

Название этой новогодней забавы находит соответствие в полесском святочном обычае “гонять воробухы”: во время ужина все члены семьи закрывали глаза, а кто-нибудь один ударял ложкой по лбу одного из сидящих и тот должен был угадать, кто его ударил. Делалось это для того, чтобы летом Воробьи не объедали ячменя. На западе Украины и Белоруссии под Новый год Воробьев сжигали или сушили в печи и толкли, а весной их пепел или порошок смешивали с зерном и использовали при первом севе, чтобы обезопасить посевы от Воробьев. В Полесье щедровальники во время обхода домов пускают в хату Воробья, грозя припечь, отрезать или отрубить ему клюв, чтобы летом Воробьи не ели у хозяев проса. Чтобы Воробьи не видели, не заметили посевов, не слышали и не знали о них, в Рождество Воробьев называют “слепцами”, топят печи до зари, чтобы Воробьи не видели дыма, сеют молча, до рассвета или после захода солнца, обегают голыми грядки подсолнухов с хлебом, который случайно забыли вынуть из печи, сеют. держа зерна во рту, в Страстную (“Тихую”) пятницу.

Усмирению Воробьев способствуют предметы, бывшие в контакте с мертвыми: окуривают поле стружками из старого гроба, при севе добавляют в семена песок или землю с могилы и т. д. С той же целью под Новый год девушки объезжают верхом на метле вокруг своей усадьбы; в рождественский Сочельник кладут для Воробья первую ложку крупы (каши) на углы дома и т.д.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.