Гость

Гость — в народной традиции объект почитания, представитель чужого, иного мира (ср. древнерусское “гость”, в значении “чужеземец”, “приезжий купец”), Превращение “чужого” в “гостя” связано с обрядовыми формами обмена, включающими пиры, угощения, чествования. В похоронных причитаниях восточных славян гостем обычно называют покойника: “Пакiдает нас татулочка... Ты ж наш госщчак, наш маленькi i нямного табе у нас гасцяваць”. Ср. ритуалы приглашения в гости мифологических персонажей (Мороза, предков и др.).

Хождение в гости — акт, в достаточной степени регламентированный. Набольшие семейные торжества (крестины, свадьбу и др.), а также на некоторые праздники, связанные с хозяйственной деятельностью семьи (начало или завершениежатвы, начало стрижки овец и др.), ГОСТИ приходят по приглашению. В то же время известны и ситуации, когда ГОСТИ сами проявляют инициативу. Не принято приглашать, но принято незваным приходить на похороны; не предусмотрены приглашения для женщин, посещающих роженицу в первые дни после родов; родственники обязаны посетить друг друга в Прощеное воскресенье.

Сложную систему представляют взаимные визиты новобрачных и их родственников в течение первого (послесвадебного) года (называемые в Поволжье “перегощением”).

Вместе с тем существуют дни,когда ходить в гости запрещается: первые дни Рождества, Пасхи, иногдаТроицы и др. В Македонии возбранялось ходить в гости в день св. Игната, поскольку это, по поверью, могло повредить скоту и домашней птице. Человеку, пришедшему в дом в этот день, были адресованы специальные проклятия -обереги: “Пусть ваши ягнята родятся недоношенными!” и т.п. Нежелательным было появление в доме постороннего лица в момент исполнения некоторых домашних работ (тканья, замешивания теста и др.); в этом случае отношения гостей и хозяев регулировались с помощью особых приветствий, имеющих цель обезопасить хозяйство и достаток от порчи и возможного урона.

Приглашение в ГОСТИ оформлялось как специальный ритуал. В этом случае человек из дома, где устраивалось торжество, обходил предполагаемых гостей и нес с собой вино и хлеб. В каждом доме он угощал хозяина, приветствовал его и приглашал на праздник, ср. украинское:“Просыли мамуня и татуно, молоды и молода, буд'те ласкавы прийти на весiля”.

Приход ГОСТЕЙ также нередко обставляли как обряд, в основе которого — обмен приветствиями между ГОСТЕМ и хозяином дома. Хозяин выражает радость по поводу прихода ГОСТЯ, здоровается с ним, спрашивает о здоровье ГОСТЯ и его семьи, интересуется тем, как ГОСТЬ добрался. В ответ ГОСТЬ приветствует хозяина, сообщаето цели визита (независимо от того, что она, как правило, известна хозяину). Ритуал встречи ГОСТЯ предусматривает также обмен рукопожатиями и поцелуями; кроме того, хозяин помогает ГОСТЮ спешиться, берет на себя заботу о его коне и поклаже; иногда сразу же предлагает ему первое угощение. По-разному встречают знакомого и незнакомого: обмен приветствиями с незнакомцем имеет цель “узнать” ГОСТЯ, превратить его из чужого, возможно враждебного человека, в своего.

Во всех случаях ГОСТЬ воспринимается как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни. ГОСТЬ “приносит” в дом добрую волю, выражаемую в произносимых им приветствиях и благопожеланиях, формулах благодарности, застольных тостах, а также подарках. Хозяин же, в свою очередь, стремится как можно лучше принять ГОСТЯ, надеясь путем символического “договора” с высшими силами, представителем которых является ГОСТЬ, обеспечить свое будущее. Хозяин предлагает ГОСТЮ ночлег, угощение, отводит ему почетное место за столом, а иногда сажает его и во главе стола, порой прислуживает ему стоя, одаривает гостя и т.п.

Роль ГОСТЯ, как правило, достаточно пассивна, он подчиняется требованиям этикета, в то время как хозяин ведет себя очень активно. ГОСТЬ не может отказаться от предложенного ему угощения, т.к. это не только будет воспринято хозяином как оскорбление, но и может привести к негативным последствиям для хозяина (умрут пчелы, поля зарастут сорняками и др.), а также обернуться несчастьями (гл. обр.— болезнями) и для самого ГОСТЯ. (К:сравн. с пасхальным обычаем кормить мертвых)


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *