Горыня

Горыня, Дубыня и Усыня — три богатыря - великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит кнарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия главного героя. Горыня (Горыныч, Вергогор, Вернигора)захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает, горы сворачивает. Дубыня (Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб, Великодуб и т.п., а также Дугиня, который любое дерево “в дугу согнет”)“дубье верстает: который дуб высок, тот вземлю пихает, а который низок, из земли тянет” или “дубье рвет”. Усыня (Усынеч,Усынка) “спёр реку ртом, рыбу ловит усом,на языке варит да кушает”, “одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут” и т.п.

Андрей Клименко «Дубыня»
Андрей Клименко «Дубыня»

Эти богатыри — не духи - покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река(вода) являются местом их обитания. Горыня связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Дубыня (связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог некогда быть связан с другим нарушением ровности, порядка — с провалом на пути, помехой, находящейся внизу и так же, как и в случае Горыни, относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя Усыни также должно быть расценено как результат народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово «усы» является метонимическим переносом названия плеча («ус» из индоевроп. *oms-), Усыня сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими “плечами”. Змеиная природа Усыни непосредственно проявляется в сказке, где действует птица Усыня змей о 12 головах» («сам с ноготь,борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат» — ср. мотив ширины плеч). Иногда упоминается булава или дубина Усыни при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея.Таким образом, прототипами трех богатырей можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т.п.

Следы отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя, обнаруживаются в мотиве “слабости” их по сравнению с главным героем и особенно в мотиве предательства. Первый из этих мотивов встречается в эпизоде в Бабой Ягой: когда один из богатырей остается в избушке, чтобы приготовить еду для ушедших на охоту товарищей, является Баба Яга, избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает это испытание, побеждая Бабу Ягу. Преследуя Бабу Ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или в три подземных царства), добывает для богатырей невест — царевен этого царства, которых вытаскивают на веревке на землю: когда же пытается выбраться наружу главный герой,один из богатырей обрубает веревку. В финале герой сказки убивает ГОРЫНЮ, ДУБЫНЮ И УСЫНЮ. Характерно, что имя героя, связанного в сюжете с богатырями, также обычно связано с природной сферой — или животной (Ивашка-Медведко). или растительной (Сосна-богатырь).

Чаще всего ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема ( вероятно, поздняя) отразилась в образах трех эпических богатырей — Ильи Муромца,Добрыни Никитича и Алеши Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает ДУБЫНЮ, а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу УСЫНИ). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни ГОРЫНЕ (Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки).

ГОРЫНЕ близок и другой эпический персонаж — Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах ГОРЫНИ и Горыныча отражение корня “гореть” (огонь), а не “гора”. В таком случае не исключено, что триаде ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная “змеиная” группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Федор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии. Особенно близки им некоторые герои балтийских сказок — литовск. Калнавергис (букв. “Вернигор”. “Вертогор”) или Ажуолрович (букв. “Вырвидуб”) и т.п.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *