Дуб

Дуб — одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Символизирует мужское начало, мощь, силу, твердость. Связан с образом громовержца Перуна, служил местом и объектом жертвоприношений.

Дуб, листья и желуди
Дуб, листья и желуди

У балтийских славян ДУБ или священная роща, в которой преобладали дубы, считались местом пребывания божества. По сообщению немецкого автора Герборда, в г. Штетине в земле поморян (начало 12 в.) был “огромный густолиственный дуб, под которым протекал приятный источник; простой народ почитал дерево священным и оказывал ему большое чествование, полагая, что здесь обитает какое-то божество”. Немецкий хронист Гельмольд рассказывает о священной роще в земле вагров, одного из племён полабских славян: здесь среди очень старых деревьев росли “священные дубы, посвящённые богу этой земли Прове... Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и жрецом на суд”.

Почитание дубов у восточных славян до 18-19 вв. сохраняло кое-где религиозный характер: возле них служили молебны, совершали бракосочетание,обращались к ним в заговорах, приписывая им целительную силу. Духовный регламент (1721) констатировал, что некие “попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение”. В конце 19 в. белорусы Минской губернии рассказывали легенду о том. что давным-давно “рос на одной полянке “стародавний дуб” очень больших размеров. Если кто,бывало, ударит его топором, то непременно с тем случалось несчастье. А когда, по приказанию владельца, срубили этот дуб, то, падая, он раздавил всех рубивших его, и, кроме того, целую неделю свирепствовала страшная буря, с громом и молнией,причинившая много бед”. В Сербии каждая сельская община имела по нескольку священных деревьев (обычно — дубов), т.н. “записов”(см. Дерево). В Болгарии недалеко от Софии было три чтимых дуба, которые охраняли окрестные поля от града бурь и других бедствий. Ежегодно на Троицу их обмазывали священным маслом или даже сверлили ствол и вливали туда масло.

Кое-где у старообрядцев - беспоповцев еще в середине 19 в. брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девицей, отправлялся вместе с ней к заветному ДУБУ и объезжал его три раза кругом. В Воронежской губернии пользовался уважением древний ДУБ; выйдя из церкви после венчания, молодые направлялись к нему и трижды объезжали вокруг.

Наиболее раннее свидетельство о языческом жертвоприношении у ДУБА относится к 10 в. Константин Багрянородный в трактате “Об управлении государством” сообщает о том, что на острове св. Григория (Хортица) росы (русь) “совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай”. На культовую роль ДУБА указывают и археологические находки: в 1975 г. со дна Днепра подняли древний ДУБ, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей; в 1910 г. подобный ДУБ извлекли со дна Десны (по-видимому, эти деревья использовали при совершении жертвоприношении).

У ряда европейских народов ДУБ посвящался богу - громовержцу; на связь ДУБА с культом Перуна у славян указывает, и частности, местность Перунов Дуб”, упоминаемая в древнерусской грамоте 1302 г.

Отражение архаической связи громовержца с ДУБОМ можно видеть в русских и, главным образом, белорусских заговорах и сказках, в которых Гром, царь Гром, Перун, Илья-пророк, архангел Михаил,Бог или асилок поражают ДУБ или змею на ДУБЕ своим орудием — “перуном”, огненной или каменной стрелой, камнем, каменным или железным молотом (см. в ст. Перун).

В средневековых апокрифах (“Беседа трех святителей”, “От скольких частей создан был Адам) ДУБ или железный ДУБ изображается как мировое дерево: он был посажен в начале сотворения мира, стоит “на силе Божией”и держит на своих ветвях остальной мир. В колядке карпатских русинов сотворение мира описано следующим образом: вначале не было ни неба ни земли, а только одно синее море, а посреди него два дубочка, на их ветвях сидели два голубя; они достали песок и камень со дна моря и создали из них остальной мир. Как дерево вселенских масштабов изображается ДУБ в загадках, например: “Стоит дуб-вертодуб, на том дубе-стародубе сидит птица-веретеница; никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица” (мир,небеса и солнце). В украинских закличках дождя с ДУБА или вербы падает горшок с борщом, поставленный для птиц, после чего и начинается дождь.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.