Домовой

Говоря о культе мёртвых среди русского народа необходимо упомянуть о домовом, который обыкновенно называется дедушкой. Поверье о домовом чрезвычайно живы среди нашего простонародья: и теперь показывают не мало людей, которые будто бы сами видели домовых. Наш домовой соответствует лару и пенатам, римлян. Лары, духи усопших людей, незримо присутствующих среди оставшихся живых.


Покидая отчий дом, римлянин молился о нём; Вы пенаты отца моего, и ты лар, отец семьи родной, бодрствуйте над благополучием родного моего дома. Может быть, наш род с рожаницами соответствовал лару и пенатам римлян. Домовой имеет много имён: у русских – домовик, дедушка, старик, постен, лизун; в Польше “выгорище”; у белоруссов “падпечка”. Кроме дома, домовой ещё может жить в бане, на гумне, под овином, и называется тогда – банным, подовинником, гуменником. Слово домовой – в настоящее время означает – домашний, напр. Домовая церковь; гуменным или гуменником называют человека, обыкновенного старика, которому в большом хозяйстве поручают уход за гумном и топку овина. Существует поверье, что домовой празднует свои именины 28 января.

До сих пор сохранился обычай чествовать домового. В великорусских областях кладут за печку или под печку, где живёт домовой, маленький хлебец. У некоторых хозяев ставят прибор за ужином домовому и откладывают для него небольшую долю от всякого кушанья: когда все уснут, домовой приходит и ужинает. Выходя из бани, оставляют ведро и веник, чтобы и домовой мог помыться и выпариться. В слове “к невежам”, слове Златоуста и слове святого Григория говорится, что бани торились навьям, для покойников. Древнерусская форма навие одного корня с готским naus – мертвый. Переходя в новый дом, приглашают и домового перейти: хозяйка кладёт в новый горшок уголья и просит домового: “Милости просим, дедушка, на новое жильё”. Домовой – покровитель семьи, олицетворение души предка. Свой домовой враждует с домовым чужого двора, - намёк на древнюю вражду родов. Упрёк нашим предкам в том, что они “огневи молятся под овином” относится, вероятно, к требам в честь домового – гуменного. Бес – хороможитель – никто иной, как домовой. В сове св. Василия, которое мы признаём русским, читаем: “сблюдающи нас от всякоя козни сотонины и от пакостныя качици, и от проклятыя беса хороможителя” .

К сожалению, автор ничего не сообщил нам о бесе хороможителе. В этом же слове есть характерное место: “се же буди ведомо яко не брашными ни пивными жертвами оугажаем богу; вероятно, здесь имеется в виду идольская жертва русских. Чур щур (чур меня), тот же домовой, предок, - пращур. Чурка означает средних размеров полено Может быть такие чурки ставились на могилах покойников, чтобы отметить могилу. Такого рода памятники можно видеть на кладбищах в г. Сумах, Харьковской губ. Бедняки на могилах своих родных вкапывают просто чурбан, без креста и всякой надписи, только верхушке обыкновенно придаётся коническая форма.


Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.