Рожаницы

Роду сопутствуют рожаницы, как-то связаные с судьбой. В «Вопросах Кирика», памятнике словесности XII века, находим: Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед. Вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц – судиницами — а главное, с посмертной жизнью язычника, перерождением «мужского принципа» через «женский», о чем мы указывала в предыдущем разделе.

Иногда упомянута только одна Рожаница: Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,… а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом((Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали)). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): Артеми, юже нарицають Родъ((Мученiе св.Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века." Моск. дух. Акад. N584)). Любопытно, что в качестве синонима к «родъ» Срезневский проводит слово «геена, огонь неугасимый». Род в ППЯ по Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его противнику, Сатане, равным ему по «назначению»: То, иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам((Сбор. Троиц, 16 век)). Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю (см.), хотя ни разу в ППЯ их не именуют так. Яcно, что Рожаницы – девы жизни и судьбы, которым с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание рожаницамъ(("Цветник")), и люди еще в 13 веке готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания(("Паремейник", 1271 г.)), А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам((Изборник 13 века – "Книга нарицаемыя изборникъ и о многъ оць тълкованы")), Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола((Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.)).


Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *