Домовой

Домовой
Домовой

Домовой — у восточных славян домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

Часто у русских Домовой считается духом умершего члена семьи, предка рода. Обычно он имеет вид древнего старика; чёрного человека; приземистого мужика с большой седой бородой, в белой или красной рубашке. У богатых людей Домовой покрыт шерстью, у бедных он голый. Домовой может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего, любого животного, при этом шерсть животного имеет тот же цвет, что и волосы хозяина дома. Домовой может иметь вид змеи. Согласно севернорусским поверьям, в доме, где есть мужчины, Домовой имеет вид мужчины; если в семье одни женщины, Домовой является в образе женщины.

Места обитания Домового — домдвор, хлев, конюшня, баня, места, связанные с пребыванием душ умерших: красный уголпечь, за трубойпорог входной двери; по полесским верованиям, он живёт на чердаке, по русским и белорусским — в подполе.

Как и вся нечистая сила, Домовой проявляет себя по ночам, когда занимается хозяйством. Днем он сидит на своем любимом месте — чердаке, за печью и пр. Увидеть Домового можно в полночь, в полнолуние, если смотреть на него через борону или через хомут.

Домовой — хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозяйства в целом. Русские считают, что без Домового «дом держаться не станет». Домовой выполняет все хозяйственные работы: поддерживает огонь в печи, убирает дом, сушит зерно, ухаживает за скотом и даже охраняет дом от воров. Если его рассердить, он наносит вред хозяйству, пугает людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке.

Домовой считается опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если Домовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой. Нелюбимую скотину Домовой мучит. Русские, приведя во двор нового коня или корову, отдавали их под покровительство Домовой, прося его беречь и любить.

Домовой своим поведением или появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду. Обычно не видимый для домочадцев, он появляется в образе хозяина дома перед несчастьем, чаще всего перед смертью члена семьи. Домовой давит спящего человека.

Иногда считается, что Домовой одинок, но часто, согласно русским и белорусским поверьям, он имеет семью, причем ее состав в точности повторяет состав в доме.

Чтобы Домовой хорошо относился к людям, в определенные дни ему совершали приношения: клали хлеб под печку или в углы хлева; на Новый год относили на чердак борщ и кашу; на заговины — кусок мяса или чашку молока «заговеться хозяину». Так же поступали на Пасху и Рождество.

Обычай звать Домовой с собой при переезде в новый дом известен преимущественно в русской традиции. Домовой, оставшийся в старом доме, плачет и воет по ночам, а не позвавшую его семью в новом доме ждут несчастья. Домового переводили в новый дом с частью старого хозяйства: хлебом, лаптями, веником и др. В старой усадьбе открывают ворота и со словами «Хозяин домовой, пойдем со мной в новый дом» переносят эти вещи в новое жилище.

Если Домовой душит человека, отогнать его можно бранью и крестным знамением, поскольку молитвы он не боится. В случае, если Домовой давит человека, нужно читать молитву «Да воскреснет Бог», а если Домовой мучает скотину, в Полесье вешают в хлеву убитую сороку, зеркало или мужские штаны.

Виноградова Л.Н. Региональные особенности полесских поверий о домовом // Славянский и балканский фольклор. М., 1996. С. 142-152;

Померанцева Э.В. Русские рассказы о домовом // Славянский фольклор. М., 1972. С. 242-256.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.