Блуд

Повсеместно распространены представления, что блуд может начать водить, если дорогу перейдёт баран, заяц, поп или женщина. Человек мог заблудиться, если выйдет из дома в «недобрый» час (минуту, секунду) или если перед уходом он будет проклят. Считалось, что особенно легко могут заблудиться пьяные, а также люди неблагоговейные и суеверные.

Средства против блуждания

Чтобы не заблудиться, славяне традиционно рекомендовали при выходе из дома произвести одно из следующих действий: присесть (что, возможно, символизирует конец домашней стратегии поведения и переход к «чужому» пространству), перекреститься либо помолиться (например, прочитать «Отче наш») либо произнести формулу-оберег (например: «Не сама я иду. Иисус Христос впереди, Божья Матерь позади, я — посередине. Что им — то и мне»). Также советовали вернуться назад перед выходом, чтобы возвратиться сюда и потом, или перед выездом трижды обойти воз (у лужичан).

Считалось, что блуждание предотвращают взятые с собой вещи из металла, кусок хлеба (особенно так называемый забутній хлеб, то есть тот, который забыли в печи при выпечке), чеснок, конский помёт, положенный в башмак четырёхлистный клевер (у сербов). Считалось, что блуд не может повлиять на первенцев и тех, кто ест неочищенный чеснок. Если приходилось проезжать мимо могилы самоубийцы, то на неё необходимо было бросить ветку, камень или ком глины. Схожим образом в Черновицкой области, чтобы умилостивить блуд, кидали на определённые поляны в лесу ветки деревьев. В украинском Прикарпатье матери, когда искали у детей вшей на голове, пугали их, чтобы принудить сидеть спокойно, что если они не найдут парное количество вшей, то ребёнок заблудится.

Для избавления от блуда советовали вспомнить, на какой день недели в этом году выпадали Рождество, Благовещение или Пасха и какие блюда тогда подавали, либо с кем блуждающий стоял рядом в этот день на праздничной службе, с кем ел первое пасхальное яйцо либо яблоко в Рождественский сочельник (у чехов). Предлагалось также вспомнить, кто стоял по правую руку от заблудившегося во время причастия, какое евангелие читали в воскресенье (у лужичан), или день своего рождения и крещения. Все эти средства опираются на представления о магии сакрального начала. После советовали взять земли из-под ног и посыпать себе на голову.

Рекомендовалось остановиться, сделать передышку — например лечь лицом вниз, или немного посидеть на пеньке, или подержать руки перед глазами либо сесть на землю с закрытыми глазами (у лужичан), в наиболее радикальной форме — раздеться, лечь и заснуть или имитировать сон (возможно, просыпание в таком случае символизирует начало нового, «чистого» времени). Блуждающий мог посмотреть внутрь обуви, заткнуть юбку за пояс, снять один башмак и кинуть его за спину (у чехов) или сделать девять деревянных крестиков и бросить их перед собой.

Если человек ехал на волах, предлагалось поскидывать с возу все верёвки.

Существовали поверья, что от блуждания можно избавиться с помощью еды: поесть хлеба (у белорусов), или на Пасху съесть освящённый хрен, а когда заблудишься, то произнести: «Святой хрен, выведи меня на дорогу» (Черниговская область) либо «Хрен его знает, где я хожу». Также можно попробовать откупиться от вызывающего блуждание духа едой либо водой или пообещать ему вознаграждение.

Традиционно от действия вызывающей блуд нечистой силы помогало перекрещивание, молитва, вспоминание Бога либо же, наоборот, грубая брань и произнесение бессмысленных фраз, например, «Приди вчера!» (неправильное состояние исправлялось неправильным действием). Также можно переодеть наизнанку, задом наперёд или слева направо всю свою одежду и/или обувь или отдельные её предметы или согнуться и посмотреть себе между ног (возможно, со словами «Мне туда дорога»).

В одной буковинской истории человек смог избавиться от чар блуда, начав собирать его следы на заснеженном поле. Упоминается и такой способ: нужно отвести руки назад и сказать: Шо перше — на небі, шо друге — двоє очів в голові, шо третє — трійця в церкві, шо четверте — штири колеса воза, шо п’єте — п’ять пальців на руках, шо шосте — курашка на небі, шо семе — де є сім дівок, своя вечерниця, шо є восьме, — де є вісім хлопців, — свої косарі, шо дев’єте — за девіть грейцарів купив у дурня вепря((Что первое — на небе, что второе — двое глаз в голове, что третье — троица в церкви, что четвёртое — четыре колеса воза, что пятое — пять пальцев на руках, что шестое — курочка на небе, что седьмое — где есть семь девок, своя вечеринка [или вечерняя звезда, Венера?], что восьмое — где есть восемь парней — свои косари, что девятое — за девять крейцеров купил у дурня вепря)), на что рассерженный дух ответит: На ше тобі запрашки до юшки.