Кумельган

Кумельган. Рисунок Валерия Славука
Кумельган. Рисунок Валерия Славука

Кумельган — злой дух в виде человека и лошади. Белорусцы представляют его с человеческим туловищем, покрытым лошадиною шерстью, и такими же руками и ногами; с лошадиною головою и такими же копытами на руках и ногах, и верят, что он ходит иногда, как лошадь, на четвереньках, а иногда, подражал человеку, — на задних ногах. Кумельган, говорят они, как злой дух, находится во враждебных отношениях с Вазилою. Назначение его — всегда пользоваться минутною неосмотрительностью Вазилы, и тут же, по возможности, вредить намерениям своего врага: мучить, портить, ранить лошадей, подмешивать в их корм какое-нибудь ядовитое растение и т.п. Еще хорошо, говорят, что Кумельган слаб; не то он мог бы передушить всех лошадей; к счастью, его силы не устоят против нескольких лошадей, и потому две или три лошади могут смело вступать с ним в бой.

Зато Кумельган много выигрывает ловкою своею увертливостью: забравшись в хлев (разумеется, во время отлучки Вазилы) ночью, он обыкновенно вспрыгивает поочередно на каждую лошадь, отделенную одна от другой перегородками, и всячески ее давит, жмет и корчит в три погибели до тех пор, пока наконец лошадь выбьется из сил и упадет замертво; потом забирается в другое, третье стойло и т.д. и, таким образом, в продолжение ночи, успевает замучить всех лошадей, несмотря на свое бессилие. Хозяева Белорусские стараются подтвердить это своими наблюдениями: говорят, будто они сами слышали, как лошади иногда как-то дико ржут в хлеве и чуть не опрокидывают своих перегородок; но стоит только войти в хлев нескольким человекам, и Кумельгана как не бывало.

Не менее вредным находят Белорусцы Кумельгана и во время ночлегов лошадиных на полях. Кумельган, говорят, воспользовавшись отсутствием Вазилы и беспечностью пастухов, отводит из табуна по одной лошади в глубь леса и там мучит их так же, как и в хлеве. Кумельган также отводит жеребят от кобыл; но не мучит их, а оставляет на добычу хищным зверям. Причина, почему Кумельгану часто удается пробираться в табун лошадиный, не будучи никем замечену, та, по словам Белорусцев, что он совершенно похож на лошадь; к тому же он может принимать любой цвет шерсти и таким образом обманывает хозяев: принявши масть лошади какого-нибудь хозяина, он спокойно входит в хлев, не встречая со стороны хозяина никакого препятствия; иногда даже хозяин сам отпирает ему хлев, принимая его за свою лошадь.

Слово Кумельган происходит от кумель, или камель, — нижняя часть туловища животных, задние ноги, лапы, или от кумельганиць — становится на задние лапы. Отсюда Кумельган значит — животное, которое ходит на задних лапах. Поговорки: "Кумельган уна́дзився" — Кумельган начал пробираться в хлев, то есть пошел падеж на лошадей; "Сабака служиць, як Кумельган" — собака стоит на задних лапах, как Кумельган; "А штоб на табе Кумельган езьдзив, а не добрые людзи" — пусть на тебе ездит Кумельган, а не добрые люди (ругательства погонщиков Белорусских, когда лошадь дурно везет).

П.Древлянский "Белорусские народные предания" (310: c.275-277)


Древлянский П. Белорусские народные предания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.