Стол

Стол — предмет особого почитания. Для восточных и западных славян наиболее характерен высокий СТОЛ, стоящий в красном углу; южные же славяне (сербы, македонцы, болгары) традиционно пользовались низким круглым столиком, который появился у них под турецким влиянием. Впрочем, в некоторых районах Украины, Белоруссии, Польши и Словакии известны были и другие виды СТОЛОВ: СТОЛ - скрыня, глиняный СТОЛ и др., пользовались для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т.д.

Стожаров В.Ф. Натюрморт с хлебом на столе
Стожаров В.Ф. Натюрморт с хлебом на столе

СТОЛ, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома СТОЛ обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства СТОЛА, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губернии купленных кур вертели вокруг ножки СТОЛА, приговаривая: Как СТОЛ от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили! Передвижение СТОЛА становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон.

Символическое осмысление СТОЛА в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу. Формулы стол — это престол и стол — это ладонь Божья известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа: Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви (Олонецкая губерния). Например, не разрешалось помещать на СТОЛ посторонние предметы, так как это место самого Бога. У восточных и западных славян на СТОЛЕ постоянно находился хлеб, что как бы превращало его в престол, ср. поговорку: Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Постоянное пребывание хлеба на СТОЛЕ должно было обеспечить достаток и благополучие дома. На Русском Севере не разрешалось стучать по СТОЛУ, ибо СТОЛ — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же СТОЛ называли материнским сердцем, подразумевая, во- первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы. (ср., также, ЕДА- жратва, Жертвоприношение)

В Орловском уезде во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за СТОЛ, потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь. В Харьковской губернии на второй или третий день после крестин совершался обряд ходить (садиться, собираться) в рай, во время которого, в частности, обходили вокруг СТОЛА или сидели за СТОЛОМ. По-видимому, соотнесение с раем СТОЛА объясняется одним из значений церковного алтаря: земной рай, где жили наши родители.

Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход СТОЛА (свадьба, родины и др.). На Украине и в Белоруссии вокруг СТОЛА обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами: Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную. В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за СТОЛА на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за СТОЛА, обойдет его кругом. умрет кто-нибудь из ближайших родственников.

Символика СТОЛА у восточных славян соотнесена с идеей пути; как сакральный центр жилища он является и начальной, и конечной точкой любого пути. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь целует домашний СТОЛ: если предстоит дальний путь, он целует средину СТОЛА, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование СТОЛА делается и по возвращении с пути.

Место, занимаемое за СТОЛОМ, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре (см. Еда).

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983;

Топорков А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1984;

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990.


Славянская мифология: энциклопедический словарь