Идол

Идол (είδολον — букв. маленький вид, изображеньице) — так назывались:

1) неуловимо тонкие, но точные изображения предметов, которые по наивной гносеологии некоторых древних философов (между прочим, Демокрита) отделялись от сам их предметов и входили в орган зрения, чем и объяснялось чувственное восприятие;

2) вещественные предметы, вмещавшие, замещавшие, или же только изображавшие и напоминавшие богов.

Почитание таких предметов называют идолопоклонством. Первоначально Идолами в широком смысле были естественные предметы: камни, небесные светила, реки, деревья и животные, при чем божественная сила, представляемая таким предметом, не отделялась и не различалась ясно от него самого. Когда же, с развитием культа, явились искусственные (зооморфические, в особенности же антропоморфические) изображения богов (Идолы в тесном смысле), то связь их с божеством явилась сомнительной, и стало возникать отрицательное отношение к идолопоклонству: у евреев, у греческих философов (Элеаты) и в особенности у первоначальных христиан. Третье примирительное отношение к Идолам, как к орудиям в посредстве богопочитания, является у неоплатоников, и особенно в некоторых отрывках так называемых герметических книг (см. Гермес Трисмегист);

3) в переносном смысле слово Идол употребляется для обозначения относительных и ограниченных идей и принципов, которым ошибочно придается абсолютное значение;

4) с этим связан тот условный смысл, в котором термин «Идол» употребляется Бэконом Веруламским для обозначения различного рода предрассудков и иррациональных склонностей, которые мешают истинному познанию — idola tribus, idola specus, idola fori, idola theatri (см. Бэкон).


Дополнение:

В современном мире слово идол часто используется в смысле «кумир, фантом, предмет слепого поклонения». Это следствие антиязыческой пропаганды иудеев, христиан и мусульман.

Наибольшую известность употребление термина «Идол» как обозначение заблуждения получило в «Новом органоне» Френсиса Бэкона для обозначения четырех главных источников ошибок, обычных в философии и науке. Его типология заблуждений человеческого ума (Идолы разума) включала:

  • призраки рода (idola tribus), имеющие основание в самой природе человека;
  • призраки пещеры (idola specus), заблуждения отдельного человека или группы людей, обусловленные «малым миром», «пещерой» индивида или группы;
  • призраки рынка (idola fori), проистекающие из взаимного общения людей;
  • призраки театра(idola theatri), «которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств». В числе последних «призраков» — софистика, крайний эмпиризм, дающий вместо полноценных обобщений поверхностные, невежественные суждения, и суеверие.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *