Близнецы

Близнецы
Близнецы

Близнецы — в народных представлениях носители одной судьбы, воплощение двойничества, связанного с отрицательным значением числа «два». В западной Боснии полагали, что плохо для семьи (дома) и для всего села, когда рождаются БЛИЗНЕЦЫ, и лучше, когда один из БЛИЗНЕЦОВ умрет и унесет с собой все несчастье, а оставшийся избежит беды. Там же говорят: «Двойня не рождается к счастью». Такое отношение к БЛИЗНЕЦАМ было известно у других славян: в Словакии, например, нередко появление БЛИЗНЕЦОВ воспринималось как позор или даже как кара. В южной Словакии верили, что женщина, выгнавшая из дома нищего (совершившая грех), родит БЛИЗНЕЦОВ.

У славян широко известен запрет беременной есть что-либо «близнечное», сдвоенное, сросшееся — плоды, яйца с двумя желтками и т. п. У сербов в Косовом Поле, чтобы не рождались БЛИЗНЕЦЫ, возбранялось перешагивать через рало или плуг, а в Средней Словакии по той же причине женщина не должна была брать два валька для белья, класть хлебные буханки в печь так, чтобы они могли слепиться и запечься, и т.п. Сербов Верхней Пчини не радовало рождение БЛИЗНЕЦОВ в семье, но появление БЛИЗНЕЦОВ у скотины оценивалось положительно, как признак того, что скот будет хорошо вестись и год будет урожайным. Такое верование было характерно и для других славянских зон — в Словакии (район Терхова) коровам и овцам давали сросшиеся плоды, например сливы, чтобы у них рождались БЛИЗНЕЦЫ.

У белорусов Витебщины считалось, что, когда во ржи обнаруживаются «спорыши» (см. Спорыш), следует ожидать в доме двойню, и это плохо, но если «спорыш» отдать овце, то БЛИЗНЕЦЫ родятся у овцы, а у хозяев их не будет никогда. Однако в некоторых болгарских зонах (Пловдивско, Велико Тырново) рождение БЛИЗНЕЦОВ считалось счастьем, приносящим дому удачу, благополучие, урожай и приплод. Такое отношение к рождению БЛИЗНЕЦОВ можно встретить кое-где в Полесье и в других славянских зонах.

Вера в общность судьбы и души БЛИЗНЕЦОВ сказывается в сербском (район Нового Лазара) запрете присутствовать одному из БЛИЗНЕЦОВ на свадьбе своего брата. У боснийских сербов (район Власеницы) этот запрет распространяется на похороны и поминки, присутствие на этих ритуалах брата - близнеца покойника грозит ему неминуемой смертью. Болгары считали, что смерть одного из БЛИЗНЕЦОВ может повлечь смерть другого. По этой причине в Панагюриште исполнялся «целительный» обряд «раздвоения» БЛИЗНЕЦОВ: на пороге дома разрубалась топором монета и затем половинку, упавшую на двор, зарывали в могилу умершего брата, а другую оставляли в семье. В других болгарских районах при погребении одного из близнецов в могилу ложился побратим живого брата (сестры) и говорил: «Умерший тебе не брат (сестра), отныне я тебе брат (сестра)», либо выбрасывал камень и говорил: «Отныне этот камень тебе брат» (Тетевенско). У сербов в Груже (Шумадия), когда умирал один из БЛИЗНЕЦОВ, оставшийся в живых, чтобы не умереть следом за братом. трижды бросал в могилу по желтому цветку, произнося: «Я тебе желтый цветок, а ты мне белый свет». 

У сербов известна традиция называть БЛИЗНЕЦОВ близкими или почти одинаковыми именами (Драго и Драгица, Стоян и Стоянка и т.п.), в некоторых обрядах тезки соответственно могли выполнять ту же функцию, что и БЛИЗНЕЦЫ.

У сербов и болгар к БЛИЗНЕЦАМ приравнивались иногда и т.н. «одномесячники» и «однодневники», т.е. дети, родившиеся от одной матери или в одной семье (доме) в один и тот же месяц (день) или в один и тот же день недели. В случае смерти с ними нужно было совершать тот же обряд «раздвоения», что и с БЛИЗНЕЦАМИ.

Так, например, разрубание топором монеты было известно в Левче (центральная Сербия), а в Сербии у банатских геров на порог, помимо монеты, клали кудель и гребень, которые разрубали пополам, а половинки соответственно клали в гроб (могилу) умершего и оставляли живому.

Кровная, единоутробная связь БЛИЗНЕЦОВ была крепка и в то же время опасна, но эта же опасная связь могла направляться на защиту от внешней пагубной силы — чумы, заразы, эпидемии, града и т.п. В сербской, болгарской, македонской, отчасти польской традиции в обряде опахивания села почти обязательно принимали участие БЛИЗНЕЦЫ. Пахали чаще всего БЛИЗНЕЦЫ - братья на БЛИЗНЕЦАХ - волах; в отдельных районах волы эти были непременно черными (Косово и Метохия, центральная Македония Штип), или при опахивании носили и закапывали в землю двух черных петухов одного выводка (Лесковацкая Морава). Такое опахивание широко известно у южных славян. Оно часто сочеталось с обрядом добывания «живого огня», который нередко совершался БЛИЗНЕЦАМИ для защиты скота и людей от болезней. В южномакедонской зоне при опахивании от чумы, в котором принимали участие БЛИЗНЕЦЫ - братья и БЛИЗНЕЦЫ - волы, пользовались также ралом, сделанным из двуствольного дерева («близнак рало»). В северо-западной Белоруссии и в центральном Полесье практиковалось опахивание села от холеры или др. болезней БЛИЗНЕЦАМИ - мужчинами и БЛИЗНЕЦАМИ - волами. Поэтому особо ценились БЛИЗНЕЦЫ - быки. На Ровенщине от холеры ночью опахивали волами - БЛИЗНЕЦАМИ селение три раза.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.